Войти в почту

Россияне стали реже пить за рулём

В 2018 году Госавтоинспекция получила из судов 198,5 тысячи постановлений о лишении россиян водительских прав, в том числе с назначением административного штрафа за управление автомобилем в состоянии опьянения. Об этом News.ru сообщили в МВД РФ. При этом, согласно данным ведомства, в 2017 году эта цифра составляла 232 тысяч постановлений. Таким образом, за год количество правонарушений связанных с пьяной ездой снизилось на 16%.

Россияне стали реже пить за рулём
© АГН"Москва"

Сокращение числа нетрезвых водителей может быть связано с двумя факторами, считает автоэксперт и юрист Андрей Ивщенко. Во-первых, с общим снижением алкоголизации населения. Ежегодно в стране склонных к злоупотреблению алкоголем граждан становится меньше, констатировал он.

Его слова подтверждает и статистика Минздрава. За 20 лет в России на 45% снизилось число пациентов, взятых под диспансерное наблюдение психоневрологическими и наркологическими организациями, с впервые установленными диагнозами синдромом алкогольной зависимости и «психотическое расстройство, связанное с употреблением алкоголя».

Чаще всего садиться за руль нетрезвыми позволяют себе жители маленьких городов и посёлков, считая, что доехать от дома до ближайшего магазина после банки пива — допустимо. Это вопрос культуры населения. В мегаполисах дела обстоят иначе. Есть расхожее мнение, что пить стало не модно. Оно совершенно верное. Модно стало вести здоровый образ жизни. Среди прочего на людей подействовали меры, которые введены на государственном уровне: ограничения продажи, социальная реклама, её, кстати, могло бы быть и больше, — считает эксперт.

Во-вторых, отмечает Ивщенко, в последние годы наказание за езду в пьяном виде серьёзно ужесточили, и многие водители боятся рисковать.

Сейчас по закону допустимое содержание алкоголя в 1 литре воздуха на выдохе — 0,16 промилле. Но это не значит, что «небольшое» опьянение разрешено. Просто замер производится при помощи алкотестера, а он, как любое измерительное устройство, имеет погрешность. И это тот зазор, который даётся на техническую ошибку.

Каждый водитель, которого заподозрили в нетрезвости, должен пройти дополнительно медицинское освидетельствование в больнице, куда его обязан отвезти и дождаться с ним результатов тестирования инспектор ГИБДД.

Причём если от того, чтобы дышать в алкотестер автовладелец может отказаться, то тщательной проверки в медучреждении избежать не удастся. В случае отказа водителя оштрафуют как за езду в нетрезвом виде — на 30 тысяч рублей. Он также лишится своих прав на срок от 1,5 до 2 лет.

Если факт алкогольного опьянения подтвердится, то машину у владельца заберут, предварительно составив протокол об отстранении от управления автомобилем. То есть помимо штрафа придётся оплатить услуги эвакуатора и спецстоянки.

Если водитель попадётся на езде в нетрезвом виде снова, то наказание будет существенно строже: штраф — от 200 тысяч до 300 тысяч рублей, лишение прав — от 1,5 до 3 лет, арест — до 2 лет.

Если пьяный водитель стал причиной аварии, в которой серьёзно пострадал человек, то его ждёт уголовное наказание сроком до 4 лет.

Кстати, согласно правилам популярного в последние годы поминутной проката автомобиля, так называемого каршеринга, за езду в пьяном виде водителю дополнительно к штрафу придётся заплатить неустойку компании, которой принадлежит арендованная машина. В среднем от 50 до 100 тысяч рублей.

Несмотря на всю строгость наказания за нетрезвую езду, регулярно поднимается вопрос о его дальнейшем ужесточении. Так, в середине апреля комитет нижней палаты российского парламента по госстроительству и законодательству рекомендовал депутатам принять в первом чтении законопроект об ужесточении наказания за ДТП, произошедшие по вине водителей в нетрезвом состоянии.

Если закон вступит в силу, за причинение тяжкого вреда здоровью пьяному водителю будет грозить от трёх до семи лет лишения свободы (на данный момент — до четырёх лет).

В случае же гибели человека предлагается лишать свободы на срок до 12 лет (на данный момент — от двух до семи). При гибели двух и более лиц — от восьми до 15 лет (на данный момент — от четырёх до девяти лет). Таким образом, нетрезвая езда за рулём, результатом которой стала смерть человека, будет сопоставима с умышленным убийством.