Войти в почту

Что нужно знать о езде на автомобиле «без номеров»

Штрафы за езду без номеров, за попытки их изменить или скрыть собираются повысить. Такое предложение Министерство транспорта направило в МВД. Об этом ведомство сообщило председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрею Кутепову в ответе на его запрос о проблемах весогабаритного контроля большегрузов. Как следить за номерами и что делать, если их украли, выясняла «Парламентская газета».

Что нужно знать о езде на автомобиле «без номеров»
© Парламентская газета

С меткой на автомобиле

В официальном ответе на запрос сенатора Минтранс сообщил, что направил в МВД предложение увеличить ответственность водителей за управление автомобилем без номеров или с видоизмененными номерами. Это касается и машин, номера которых скрыты или изменены с использованием специальных устройств или их трудно идентифицировать.

«Наличие возможности у водителей скрывать государственные регистрационные знаки автомобилей не позволяет привлекать их к ответственности при прохождении автоматического весогабаритного контроля», — сказал «Парламентской газете» Андрей Кутепов.

В Минтрансе также предложили устанавливать на номерах грузовых машин метки радиочастотной идентификации, тогда данные об автомобиле можно будет получать автоматически и скрывать номер станет бесполезно. В Минтрансе, правда, отметили, что эта технология пока плохо защищена от подавителей радиосигналов, которые водители могут установить.

Систему весогабаритного контроля создали для сохранения качества дорог. Росавтодор на своем сайте даже вывесил фото грузовиков-рекордсменов. По суммам потенциального штрафа лидирует водитель FAW из Алтайского края — ему светит заплатить 9,4 миллиона рублей за то, что 25 раз проехал контроль со средним превышением допустимой массы на 52 процента. А по количеству нарушений лидирует водитель КамАЗа из Калининградской области: он 31 раз загрузил кузов больше нормы — в среднем на 22 процента, и его потенциальный штраф — 8 миллионов рублей. 

Прочитать с 20 метров

Водить машину без номеров или с испорченными номерами нельзя. За это предусмотрена административная ответственность по статье 12.2 КоАП:

- за нечитаемые, нестандартные или установленные не по ГОСТу номера — предупреждение или штраф в пятьсот рублей;

- за машину вообще без номеров или с видоизмененными номерами, а также за использование устройств, помогающих скрыть или изменить номера, — штраф в пять тысяч рублей или лишение прав на срок от одного до трех месяцев;

- за подложные номера — штраф в 2,5 тысячи рублей и лишение прав на срок от шести месяцев до одного года.

Номер признают нечитаемым, если с расстояния 20 метров в темное время суток нельзя рассмотреть хотя бы одну букву или цифру заднего знака, а в светлое время — переднего или заднего.

Автомобиль-двойник

Закрывающих номера водителей уже стало на порядок меньше, и их довольно быстро выявляет ГИБДД, рассказал «Парламентской газете» председатель российского общества автомобилистов «Синие ведерки» Петр Шкуматов. По его словам, теперь другая проблема — автомобилисты изготавливают дубликаты чужих номеров и устанавливают их себе. Нарушение ПДД в этом случае оборачивается штрафом для владельца настоящего номера.

Как только стало известно о «двойнике», нужно идти в ГИБДД и менять номера, посоветовал Шкуматов. Либо обжаловать каждый штраф по отдельности, а это огромные затраты времени. Двойник между тем по-прежнему будет ездить по дорогам и нарушать, пока его не выловят сотрудники ГИБДД.

Потерял или украли

Если номер утерян или пришел в негодность, например, проржавел или выцвел, можно получить дубликат. Его изготовит одна из частных компаний, перечень которых опубликован на сайте ГИБДД. Они соблюдают ГОСТ, который определяет не только шрифт и размер букв и цифр, но и защиту от коррозии и старения. Для оформления нужно взять свидетельство о регистрации автомобиля и собственно деньги на оплату. Цена дубликатов — от одной до трех тысяч рублей.

Если номера украдены, надо подать заявление в ГИБДД, чтобы получить новые. Прийти можно и без автомобиля. Также заявление можно подать на «Госуслугах». Владельцам поставят в ПТС отметку о перерегистрации, выдадут новые госномера и новое свидетельство о регистрации.

Госпошлина за регистрацию:

2 тысячи рублей — за выдачу новых регистрационных знаков; 500 рублей — за выдачу свидетельства о регистрации; 350 рублей — за внесение изменений в ПТС.

При оплате через «Госуслуги», сообщает портал, госпошлина будет на 30 процентов меньше.

Затем владельцу автомобиля надо переоформить в страховой компании полис ОСАГО с новым номером машины. Обязательно нужно обратиться и в полицию с заявлением о краже. Если пропавшие номера используют для совершения преступления, заявление подтвердит, что номера были украдены.

Кто владелец

Номера автомобилей — собственность государства, а не автолюбителей. Это подтвердил Верховный суд своим решением от 17 февраля 2000 года. Согласно мнению Фемиды, номер при постановке автомобиля на учет его владельцу не продают, а лишь выдают в пользование. При этом нужно оплатить регистрационный сбор.

При снятии автомобиля с учета владельцы должны сдать номера в ГИБДД, где затем их уничтожат. Сбор при этом не возвращают. Есть и возможность сохранить номер, чтобы установить его потом на новую машину. Для этого нужно написать заявление в ГИБДД или подать его через «Госуслуги».

Следить за состоянием номеров — обязанность владельцев транспорта. По пункту 2.3.1 ПДД, перед выездом водитель обязан проверить состояние автомобиля и в случае выявления неисправностей устранить их — это относится и к состоянию номерных знаков.