Как в Воронеже проектировать улицы, чтобы на них в авариях не гибли люди
Представляете себе Воронеж, на улицах которого за неделю, за месяц и даже за год на дорогах не погиб ни один человек? Согласитесь, с трудом. Каждый день мы публикуем сводки ГИБДД — редко когда в них отсутствуют раненые и погибшие в ДТП. А ведь добиться нулевой смертности, как показывает опыт передовых европейских стран, вполне реально. Непросто, но возможно. Как именно нужно проектировать улицы, на которых не будут гибнуть горожане, рассказывают «Городские проекты». Верхи могут и хотят Нулевой пункт — это желание местных властей изменить ситуацию с травматизмом на дорогах. Оно, как правило, соотносится с принципами Vision Zero. Что любое столкновение на дороге, приводящее к тяжелой травме или смерти участника движения, — это не неизбежное происшествие, а трагедия, которой можно было бы избежать за счет проектирования, образования и контроля за соблюдением правил. Безопасные улицы в городах, где смертность за год от ДТП составляет 1 человек (например, Осло — ред.), спроектированы таким образом, что быстро передвигаться по ним на машинах некомфортно. И, наоборот, они крайне удобны для пешеходов, велосипедистов и пассажиров общественного транспорта. Причем доступны для всех — и для детей, и для маломобильных, и для инвалидов. 1. Снижение скорости движения в городе Сейчас на большинстве улиц Воронежа без штрафа можно ездить на скорости до 80 км/час. А если разогнаться до 100 км/час, то придется лишь незначительно раскошелиться на штраф. Чем выше скорость, тем печальнее последствия ДТП. Многие улицы нашего города прямые, по сторонам ограничены ограждениями. На них соблюдать скоростной режим очень непросто — они сами провоцируют водителя разогнаться хорошенько по прямой. Скорость на улицах можно снизить искусственными искривлениями проезжей части, приподнятыми «зебрами», островками безопасности и снижением количества полос. Искусственная приподнятость дороги замедляет трафик. 2. Узкие полосы на проезжей части Как показывает практике, чем уже полоса, тем менее комфортно по ней ехать на большой скорости. Тише едут — меньше тяжелых травм и смертей даже в случае столкновения с пешеходом. Среди плюсов сужения полос — освободившееся пространство можно отдать под велодорожки. На такой дороге не разогнаться. 3. Островки безопасности В Воронеже их нигде не встретишь. Этаким островком можно считать разве что сквер на улице Кольцовской между Плехановской и Комиссаржевской. Островок представляет собой обособленные элементы дорожной инфраструктуры, размещаемые посреди проезжей части. Они позволяют пешеходам переходить дорогу в два этапа. Здесь же можно разместить фонари, которые выделяли бы людей на переходе. Островок безопасности и справа велодорожка. 4. Качественный общественный транспорт Говорят, что комфортным можно считать не тот город, где бедняки могут себе позволить ездить на автомобилях, а тот, где состоятельные люди не чураются поездки в общественном транспорте. Потому что это удобно, безопасно и доступно. Как только в Воронеже автобусы и троллейбусы будут такими, так жители начнут активнее пользоваться общественным транспортом с удовольствием. Внедрение выделенных полос привлечет еще больше пассажиров, ведь в автомобиле придется стоять в пробке, а здесь нет. Вырастет поток пассажиров, повысится и комфорт пассажиров. Кроме того, снизится количество автомобилей на улицах. Вместительный и комфортабельный автобус. 5. Широкие тротуары Чем больше места, там активнее люди ходят пешком. Появляются дополнительные точки притяжения — всевозможные кафе и прочие активности. И улицы, на которых есть прохожие, становятся более безопасными. 6. Обособленные велодорожки Подсчеты говорят о том, что на улицах, где велодорожки отделены от проезжей части и от пешеходов, на дорогах гибнет на 44% меньше людей. Когда город становится безопаснее для велосипедистов, он становится безопаснее для всех. Наличие велоинфраструктуры замедляет трафик в городе. Даже в случае ДТП снижается риск погибнуть. 7. Правильная настройка светофоров Знаете, что такое зеленая волна? Это когда вы едете на авто и проезжаете один за другим перекрестки на зеленый свет. Так вот, настроены они должны быть таким образом, чтобы без остановок могли ехать лишь автомобилисты, которые движутся на безопасных для городских улиц скоростях. К примеру, 30 км/час в жилых кварталах и 50 км/час на крупных улицах. Важный момент — фазы для автомобилистов не должны быть чересчур долгими. Ведь в противном случае люди начинают перебегать на красный свет. И не стоит забывать о маломобильных гражданах — не все успеют перейти дорогу на короткий зеленый для пешеходов. Светофор. 8. Удобство передвижения Для того, чтобы больше людей передвигались по городу пешком, нужно делать перемещение удобным. Например, ставить лавочки, делать красивое озеленение, удобные остановки и так далее. Площади и тротуары отодвинут автомобиль на второй план. Слева - полоса для общественного транспорта.