Войти в почту

Владельцам электросамокатов предложат выучиться на права

Управлять новомодным транспортом с электромотором должны только лица старше 16 лет при наличии водительского удостоверения категории «М», а кататься на нём — по краю проезжей части дороги или обочине. На тротуар электросамокатам въезд должен быть закрыт. Эти и другие предложения по изменению ПДД планируют обсудить в Общественной палате 19 апреля, рассказал «Парламентской газете» зампред Комиссии Общественной палаты РФ по безопасности и взаимодействию с общественными наблюдательными комиссиями Александр Холодов.

Владельцам электросамокатов предложат выучиться на права
© Парламентская газета

Три в одном не всегда хорошо

С точки зрения правовой неопределённости формально сейчас наездник электросамоката попадает сразу в три категории. Это и пешеход, потому что в ПДД говорится, что человек на самокате приравнивается к пешеходу. С другой стороны, сам электросамокат — это устройство с двумя колёсами и (иногда) приводящееся в движение мускульной силой, что хорошо подходит к категории «велосипед», а также к категории «мопед» — при мощности его двигателя более 250 ватт.

«Эта неопределённость порождает абсурдные ситуации, — говорит Александр Холодов. — Были случаи, когда человек на электросамокате сбивает на тротуаре прохожего, а в ГИБДД оформляли происшествие, как столкновение двух пешеходов».

Первая попытка навести порядок в сфере индивидуального электротранспорта оказалась неудачной. Проект изменений в ПДД, предложенный Минтрансом, обсуждали год, но до сих пор ни к чему не пришли. Разработанные ведомством поправки предполагали ряд ограничений для владельцев средств индивидуальной мобильности (СИМ) — электросамокатов, гироскутеров, моноколёс и даже роликовых коньков.

Согласно документу, дети младше семи лет могли использовать СИМ только в сопровождении взрослых — на тротуарах и пешеходных дорожках. Подросткам до 14 лет разрешалось кататься в этих местах без сопровождения, а тем, кто старше, при отсутствии велодорожек и тротуаров было позволено выезжать на обочину при условии, что мобильное средство обладает тормозами, фонарём и светоотражателями. Кроме того, при совместном движении с пешеходами запрещалось разгоняться быстрее 20 километров в час. Также планировалось ввести специальные дорожные знаки.

Словом, очень много изменений, которые трудно запомнить и ещё сложнее администрировать. Как ранее рассказал «Парламентской газете» член Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков, заниматься, к примеру, нарушителями скоростного режима на самокатах и сегвеях будет некому. Инспекторов ГИБДД уже и на улицах почти не встретишь, кого тогда ставить на тротуары движение регулировать?

Что предлагают

В Общественной палате подготовили свою черновую редакцию поправок в ПДД и рассчитывают, что эти предложения попадут в итоговую версию многострадального проекта Минтранса.

«На мой взгляд, наша редакция слишком смелая, — отметил Александр Холодов. — Делали с прицелом на будущее, поскольку эта сфера быстро развивается. Мы хотим презентовать проект 19 апреля и получить отзыв от общества».

Во-первых, предлагается определить электросамокаты и велосипеды с электрическим мотором в разряд транспортных средств и приравнять к мопедам.

А статус мопеда уже не даст обладателям электросамокатов возможности гонять по тротуарам. Им нужно будет и водительское удостоверение получать категории «М», и кататься только по краю проезжей части и только в трезвом виде.

«Ответственность для нарушителей будет не в пример серьёзнее, в том числе и лишение прав», — пояснил Холодов.

Требования не будут распространяться на средства индивидуальной мобильности с гироскопической стабилизацией. На гироскутерах, сегвеях, моноколёсах и, конечно, на роликах, скейтбордах и обычных самокатах кататься можно будет по-прежнему, без прав.

Второе предложение — упростить процедуру получения водительского удостоверения категории «М».

Где получить права на мопед

Права категории «М» можно получить с 16 лет. Однако ни одна российская автошкола сейчас не учит водителей мопедов. Дело в том, что первичная категория автоматически открывается при получении любой другой категории, в том числе самой распространённой — «В» (легковые автомобили).

Как рассказала «Парламентской газете» председатель правления Национального союза автошкол Елена Зайцева, программы обучения на категорию «М» есть, однако они не востребованы.

«Молодые люди сразу приходят учиться на категорию «А1» (лёгкий мотоцикл. — Прим.ред.), чтобы, как говорится, два раза не ходить, — пояснила она. — В масштабах страны, наверное, можно по пальцам пересчитать тех, кто приходит учиться водить исключительно мопед. В Москве я, например, ни разу такого не видела».

При этом программа подготовки водителя мопеда мало чем отличается от обучения мотоциклиста. Но для пользователя электросамоката, по мнению экспертов, всё же избыточна.

«Мы представляем, что есть люди, молодёжь, которые не хотят учиться на водителя мотоцикла или легкового автомобиля, потому что не планируют покупать такой транспорт, — пояснил представитель ОП РФ Александр Холодов. — Поэтому мы предлагаем упростить получение прав категории «М».