Стюардесса из Ленинградской области сама нашла угнанный Hyundai Solaris
Провести собственное расследование, достойное шпионских фильмов, пришлось Ольге Духиной — жительнице Ленинградской области. Принадлежащий ей Hyundai Solaris синего цвета 2011 года выпуска, девушка, работающая стюардессой, обычно парковала во дворе собственного дома в поселке Кипеть. Когда 4 ноября рано утром она собралась выезжать на по делам, то поняла, что машину — угнали. Как рассказала «Газете.Ru» сама Духина, она сразу же позвонила по номеру «112», после чего к ней приехал участковый, принял заявление и оставил ждать следователя.
«Я прождала больше трех часов, и потом после повторного звонка в «112», мне сообщили, что следователь без меня осмотрела место происшествия и уехала, — рассказала владелица пропавшей иномарки. – Потом целых четыре дня я пыталась узнать, у какого именно специалиста мое дело и почему меня не опрашивают. Для этого пришлось писать первую жалобу на бездействие следователя на имя участкового. Спустя еще несколько дней мне, наконец, сообщили, что мое дело у следователя из города Ломоносов Александры Чистяковой – уголовное дело по факту угона возбудили только 7 ноября, опросили меня только 8 ноября».
Параллельно с поисками следователя Духина, подозревая, что на оперативную помощь рассчитывать не придется,
сама начала отслеживать специализированные сайты с объявлениями о продаже автомобилей. И на одном из них, 9 ноября, обнаружила свой собственный Solaris.
«Это был точно мой автомобиль, я узнала его по фотографиям, — рассказала Духина. – Царапины, замятый порог, потертости на руле. Номер, конечно, был уже другой – Московской области. Машину предлагали осматривать в подмосковной Балашихе. Чтобы не терять время, я позвонила своему другу из Москвы, и по моей просьбе он договорился о встрече с продавцом, чтобы проверить автомобиль. На следующее утро, 10 ноября, мой друг уже осматривал машину и все сомнения у меня пропали – точно моя. Тогда мы решили оставить продавцу залог 5 тыс. рублей и попросить отсрочку, чтобы сходить в банк за деньгами. И в это же время позвонили в полицию по номеру «112», а также по «телефону доверия», объяснили, что произошло и попросили приехать сотрудников полиции как можно скорее, чтобы проверить продавца и задержать автомобиль».
Однако, по словам Духиной, балашихинские полицейские приехали спустя более чем полтора часа, а «продавец» не выдержал ожидания и просто уехал, после чего перестал брать трубку, а объявление о продаже машины с сайта исчезло.
Следователя из Ленинградской области, как утверждает автомобилистка, информация о ее расследовании не интересовала. «Я позвонила своему следователю, рассказала ей, что произошло, попросила ее связаться с подмосковными коллегами – ведь передвижение автомобиля по Балашихе можно было отследить по камерам видеонаблюдения. Но девушка просто перестала со мной общаться и отвечать на звонки. У меня же от Solaris на новых номерах осталась только одна зацепка – в Государственной информационной системе на них «висел» штраф от 5 ноября из Ярославской области. Возможно, машина опять уехала туда. Или же была в Балашихе, где проходила встреча».
В итоге автомобилистка собрала вещи и сама, 9 ноября прилетела в Москву и написала заявление о произошедшем в отдел полиции Балашихи, указав также, что полицейские полтора часа ехали на срочный вызов.
Также Духина сама проявила полицейское чутье и вспомнила, что на фотографиях с ее Solaris на заднем фоне фигурировал другой автомобиль – Kia Rio. Размещено объявление было от имени того же продавца, что и ее Solaris.
Ольга собрала всю «фотосессию» Kia с сайта, и стала внимательно изучать детали окружения, которые могли бы навести на конкретное место в Балашихе: часы, дома, улицы. Но ничего не подходило. Но на одной из фотографии в кадр попала маленькая часовня, которая и стала отправной точной.
Духина при помощи поиска по панорамным картам смогла как настоящий сыщик определить место съемки: парковка у загородной гостиницы в Ярославле. В итоге все сошлось – штраф от 5 ноября и съемка у отеля.
На фотографиях было видно, что парковка буквально утыкана камерами видеонаблюдения, и расследованию помогло бы изучение этого материала, а также данных о том, кто мог останавливаться в гостинице в этот день.
10 ноября автомобилистка снова пришла в участок в Балашихе и рассказала о результатах. Однако оперативники, по ее словам, посоветовали ей возвращаться домой и уточнили, что они ждали информации от следователя Ломоносовского ОМВД, которая пока не поступила.
Тогда автомобилистка пригрозила новыми жалобами в надзорные органы и даже отправила несколько писем (имеются в распоряжении «Газеты.Ru»).
В итоге ей поступил звонок от оперативников: девушке сообщили, что встретились с продавцом Kia Rio в Балашихе и провели с ним «тестовый заезд» до отделения полиции. Однако продавец, ранее судимый за кражу, на этот раз оказался чист: он признался, что действительно купил Solaris с рук, но продал его буквально на днях. С документами на автомобиль все было в порядке. Что касается Kia Rio то, судя по документам, машина ранее принадлежала местному участковому, который ее и продал.
Мне сказали, что мой Solaris, скорее всего в Брянске. И 20 ноября в полиции сообщили, что нашли и задержали автомобиль. Но с тех пор на мои вопросы о том, как его проверить, убедиться, что машина моя, и забрать, не отвечают ни в Ломоносовском ОМВД, ни сотрудник отдела собственной безопасности», — сообщила «Газете.Ru» Духина.
В настоящее время автомобилистка ждет ответов из прокуратуры и МВД, обращения в эти органы были направлены в период с 14 по 23 ноября. «Газета.Ru» также направила запрос в МВД России, а также в МВД по Московской области, ответов пока не поступило.
Адвокат Марат Аманлиев в беседе с «Газетой.Ru» заявил, что в случае, если полицейским поступает вызов от автовладельца, у которого на руках все документы на машину и он утверждает, что его автомобиль угнали, но ее местоположение известно,
они обязаны немедленно объявить план «Перехват» и задержать подозреваемых. Также он обращает внимание, что для начала проверки следователю вовсе не обязательно ждать три дня.
«Уголовное законодательство подразумевает оперативное расследование, — сказал Аманлиев. — Но даже с этим возникают проблемы – на возбуждение уголовного дела в таком случае дается три дня, но это не значит, что 2,5 дня можно сидеть и ничего не делать. Это называется неисполнение, либо ненадлежащие исполнение своих обязанностей. Но в случае угона понятно, что действовать нужно быстро. А когда водитель звонит сам, и говорит, что нашел машину, оперативник просто обязан сразу же собрать опергруппу и выезжать на место. Ему ведь практически не надо работать, не надо проверять записи с видеокамер, отслеживать автомобиль. Нужно просто быстро приехать. Бывает, что, если уголовное дело возбуждено в другом регионе, полицейским просто не хочется им заниматься. Я считаю, что сотрудники полиции, которые не приехали на оперативный вызов, должны понести дисциплинарную ответственность».