Ещё

Либерализация ОСАГО наткнулась на «подводные камни» 

Либерализация ОСАГО наткнулась на «подводные камни»
Фото: Прайм
Первый зампред и законодательству попросил президента санкционировать проверку в отношении Российского союза автостраховщиков (РСА) на предмет возможного укрывательства преступлений, совершенных руководителями страховых компаний в сфере ОСАГО.
Депутат также попросил дать поручение проверить обоснованность предлагаемых , и РСА реформ с учетом изложенных обстоятельств, а также законность и обоснованность расходования государственных средств, выделенных на санацию .
Речь идет о первом этапе либерализации ОСАГО, который сейчас готовят Минфин и Банк России. Так, ЦБ разработал проект указания, которым предлагается расширить тарифный коридор в ОСАГО на 30-40% по отношению к действующим ставкам. Страховщикам предлагается дать право самостоятельно определять тарифы в рамках этого коридора. Кроме того, предполагается изменить систему расчета коэффициента "бонус-малус" (КБМ) и коэффициента возраст-стаж (КВС). Законопроект Минфина предполагает отмену двух коэффициентов — территории и мощности, а также введение ряда индивидуальных для каждого водителя коэффициентов.
В Минфине надеются, что реализация новации не приведет к значительному подорожанию страховых полисов. Значение базовой ставки будет конкретизировано в зависимости от опыта водителя, характера вождения, наличия неоднократных грубых нарушений ПДД. Изменение системы КБМ должно исключить возможность "обнуления" истории вождения при покупке нового автомобиля.
Предложения министерства поддерживает и РСА, поясняя, что эти меры соответствуют "дорожной карте", которая разработана регулятором, поддержана страховым сообществом и Минфином. "Ее идеология закреплена на публичных слушаниях, прошедших в верхней и нижней палатах парламента", — напомнил президент РСА .

Не платить за лихачей

Многие автоэксперты также поддерживают новацию, указывая, что она позволит опытным водителям не платить за лихачей, нарушителей или новичков за рулем.
"Каждый должен платить в соответствии со своим опытом, навыками, манерой вождения и потенциальными рисками при использовании автомобиля. Так работает ОСАГО в большинстве развитых европейских стран; и мы бы очень хотели, чтобы и в нашей стране действовал тот же принцип справедливости", — говорится в письме автоэкспертов главе комитета по финансовому рынку .
Среди подписавших — координатор "Общества синих ведерок" , партнер агентства "Автостат" и другие (всего 7 человек).
Опытным водителем сейчас считается любой водитель старше 22-х лет, у которого стаж вождения составляет три года, отмечают эксперты.
"Всем понятно, что водитель 23-х лет со стажем 3 года и водитель 30-ти лет со стажем вождения 10 лет при прочих равных обстоятельствах представляют абсолютно разную степень опасности на дороге и должны платить за ОСАГО разные суммы", — отмечается в письме.
Эксперты поясняют, что в России около 80% безаварийных водителей, для которых цены после либерализации тарифа в ОСАГО должны снизиться. Так это произошло в Германии, указывают они.
Аналогичного мнения придерживаются и страховщики.
"Это не реформа ОСАГО, это постепенное изменение подходов к ценнообразованию. Благодаря современным технологиям, аккуратно водящие водители больше не станут платить за неаккуратных. Задуманные регуляторами изменения позволят уже в ближайшие годы добиться снижения страховых тарифов для 60-80% водителей в стране, которые смогут получит максимально персонифицированный тариф ", — замечает официальный представитель .
По словам управляющего директора по страховым рейтингам "Эксперт РА" Алексея Янина, в результате реформирования ОСАГО тарифы для разных водителей могут измениться совершенно по-разному: для кого-то они могут вырасти, а для кого-то — и снизиться. Кроме того, страховые компании получат возможность большего маневра при установлении страхового тарифа по ОСАГО, т. е. предложения по тарифам могут различаться у разных страховых компаний.

Мошенников все меньше

В ЦБ уверяют, что серьезно занимаются наведением порядка среди страховщиков.
"После того как мы получили в свое ведение надзор за страховыми компаниями — это произошло в конце 2013 года, значительная часть компаний уже покинула рынок, к оставшимся компаниям ужесточаются требования и надзор", — заявила глава регулятора .
Сами страховщики также вплотную занялись "чисткой" своих рядов. По данным ЦБ, в 2018 году они потратили порядка 1 млрд рублей собственных средств, чтобы наладить работу по выявлению тех, кто поддерживает мошенников. Поэтому случаев, когда недобросовестные граждане "работают" в сотрудничестве с нечестными сотрудниками страховых компаний становится все меньше.
"ОСАГО характеризуется высокой убыточностью во многом из-за действий так называемых автоюристов, которые, пользуясь законом о защите прав потребителей, взыскивают с страховщиков через суд штрафы и оплату "услуг" самих автоюристов", — рассуждает в этой связи Янин.
Эта ситуация характерна, прежде всего, для отдельных проблемных регионов, в основном на юге России. В некоторых же других регионах, например, в Москве, ситуация с убыточностью ОСАГО держится на приемлемом уровне, констатирует он.
Видео дня. Нарушители ПДД заплатили 106 млрд за 2019 год
Комментарии 1
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео