Войти в почту

Почему дорожает бензин

Независимые сети АЗС создают в регионах монопольные империи, при этом вертикально интегрированные компании остаются в проигрыше. С такой позицией выступил глава «Роснефти» Игорь Сечин. По его словам, именно локальные региональные игроки диктуют цены на розничном рынке автомобильного топлива, поскольку их поддерживает Федеральная антимонопольная служба.

Почему дорожает бензин
© globallookpress.com

Небольшая поправка

Игорь Сечин опроверг многократно звучавшую информацию о том, что доля независимых сетей на рынке составляет 60%. Эту цифру приводил, в частности, Независимый топливный союз, её не раз упоминали и опрошенные News.ru эксперты.

«Хотя независимые сети действительно провозглашают, что у них 60%, на самом деле это не больше 30%. А 70% -- у вертикально интегрированных компаний», -- заявил в интервью «Коммерсант FM» руководитель «Роснефти».

Сечин заметил, что если «Роснефть» даёт цену ниже, чем независимые АЗС, то сразу попадает под антимонопольное разбирательство. Топ-менеджер привёл в пример «один из регионов», где у нефтяного холдинга всего шесть АЗС из в целом 300 работающих. По его словам, ценообразование там идёт по формуле, которую определили две монопольные структуры, а также десяток посредников с различными названиями, но с тем же собственником, что и в сетях. И сделки на бирже происходят в интересах только этих компаний.

Главный монополист в Приморье

«Вот, в Приморском крае есть огромная компания, которая называется „Октан“. У неё формально с десяток заправок, и владелец сети на всех углах кричит о том, что вертикально интегрированные компании душат частный бизнес и так далее, а на самом деле именно он формирует ценообразование в регионе», -- рассказал Игорь Сечин.

Ранее, находясь с визитом в Сингапуре, глава «Роснефти» выразил мнение, что независимые АЗС в России должны наращивать объём дополнительных услуг, чтобы работать на рынке с выгодой. Сечин сослался на общемировую практику, на то обстоятельство, что в других странах независимые сети существуют только при нефтепереработке. А если кто-то хочет работать самостоятельно — пожалуйста, только при этом надо вкладываться в дополнительные услуги, чего в России вообще не происходит. Топ-менеджер прояснил также вопрос о доле, занимаемой на рынке ВИНКами (вертикально интегрированными компаниями) и независимыми АЗС: у первых «по проливам, то есть фактической реализации топлива» -- 70%, у вторых — около 30%.

Фактор экспорта

«Независимые АЗС, в отличие от ВИНКов, не имеют сверхприбыли от экспорта сырой нефти и дизельного топлива. Бензин мы экспортируем, по сути, только в страны СНГ, поскольку он не самого высокого качества. Хотя крупные компании и платят больше налогов, они и больше зарабатывают на подорожавшей в этом году нефти», -- заметил в беседе с News.ru старший научный сотрудник Института экономической политики им. Е. Гайдара Сергей Жаворонков.

По его оценкам, больше половины продаваемого в России бензина реализуется на автозаправках, принадлежащих ВИНКам и стоящих в «козырных местах».

«Действительно, на Дальнем Востоке и многих других регионах слабо представлены АЗС вертикально интегрированных компаний. Но говорить о какой-то монополии со стороны местных независимых сетей не приходится. Я не знаю таких регионов, где они имели бы больше половины розницы», -- говорит Жаворонков.

Эксперт добавил, что нефтяной манёвр правительства осложнил жизнь независимым НПЗ, поскольку там «так называемый обратный акциз зависит от суммы инвестиций в модернизацию». Соответственно, маленькие НПЗ его не получат.

Отпускная цена усреднена

«Независимые сети абсолютно не способны создать „монопольные структуры“ в регионах. Хотя бы потому, что практически в каждом НПЗ есть доля какой-нибудь из госкомпаний — следовательно, отпускная цена на продукт уже усреднена. Кроме того, сейчас ФАС очень внимательно относится к формированию цены на топливо, поэтому никто не станет специально попадаться ей на глаза», -- пояснила News.ru старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова.

По её словам, независимым АЗС крайне сложно формировать собственную цену: они покупают топливо там же, где и остальные, в рознице делают стандартную надбавку, но за счёт исключения широкого ряда посредников отпускная цена у них чуть ниже.

«Ценники держатся на таком уровне и по той причине, чтобы привлекать потребителя — здесь невозможно „выехать“ на объёме, как у сетевых АЗС, здесь важен каждый клиент», -- отметила Бодрова.

Нарушителей выявят

Ранее на правительственном совещании с участием президента Владимира Путина профильный вице-премьер Дмитрий Козак доложил, что ситуация на розничном рынке топлива «стабилизирована, цены заморожены».

Чиновник напомнил, что в период с 7 по 10 ноября правительство подписало с нефтяными компаниями соглашения, где для каждой были определены объём и параметры поставок нефтепродуктов на внутренний рынок, на биржу и на мелкооптовый рынок. Кроме того, были определены ценовые параметры по каждому субъекту РФ. Козак добавил, что до конца декабря контролирующие ведомства проверят долю независимых АЗС на региональных рынках, и с ними тоже будет подписано соглашение по ценам.

«Поставлена задача перед антимонопольной службой и Минэнерго проанализировать в региональном разрезе все сети независимых компаний. Независимые заправки занимают 62% рынка нефтепродуктов, их нужно проанализировать на предмет монополизации этих рынков, поскольку очень часто, несмотря на их большое количество, владельцами являются одни и те же лица и действуют в нарушение антимонопольного законодательства», — заявил Козак.