Войти в почту

Как изменится жизнь автомобилиста

На головы владельцев автомобилей бесконечным потоком сыплются разного рода реформы. Из самого свежего: Минтранс предложил кратно поднять штрафы за остановку на автомагистралях (5.1) и «Дорогах для автомобилей» (5.3). Одновременно вице-премьер правительства Максим Акимов заявил, что систему фиксации нарушений постепенно передадут исключительно государству, не давая зарабатывать частным лицам. Вместе с этим, готовится ужесточение мер за превышение скоростного режима.

Как изменится жизнь автомобилиста
© Виктор Толочко/РИА Новости

Что из перечисленных мер — благо, а что — зло? С таким вопросом News.ru обратился к экспертам.

Штраф вырастет в три раза

Минтранс хочет поднять штрафы за остановку в необорудованном месте на магистралях с 1 тысячи рублей до 3 тысяч. Ужесточение наказания связано с тем, что участились ДТП с тяжкими последствиями, связанные именно с остановками транспортных средств в неположенных местах.

«Анализ ДТП за истекший период 2018 года показал, что последствия ДТП, связанных с наездом на стоящее на обочине и других запрещённых местах транспортное средство, всегда носят тяжелый характер», — говорится в проекте документа, вносящего поправки в ч.1 ст. 12.11 КоАП.

Поправки в Кодекс об административных правонарушениях разработал Минтранс, документ опубликован на портале проектов нормативных актов. Министерство предлагает внести изменения, касающиеся запрета остановки транспортных средств вне специальных площадок для стоянки. Ранее норма действовала только для автомагистралей. Теперь, в случае принятия поправки, её действие будет распространяться также на дороги, обозначенные знаком 5.3 («Дорога для автомобилей»), а штраф возрастёт от 1 тысячи рублей до 3 тысяч рублей.

В пояснительной записке к поправкам в законодательство приводятся статистические сведения: в 2018 году на дорогах «Автодора» погибли 388 человек, из них 59 (чуть более 15% от всех погибших) — при наезде на стоящие в неположенных местах автомобили. Чтобы избежать подобных случаев, Минтранс предлагает установить на дорогах «Автодора» дополнительные знаки «Остановка запрещена» и нанести желтую сплошную дорожную разметку. При этом РБК напоминает, что протяженность трасс «Автодора» составляет 5,9% (3191 км) от общей протяженности всех дорог федерального значения (53 324 км).

Михаил Блинкин, председатель общественного совета Минтранса, директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ является сторонником ужесточения наказания за остановку транспорта в неположенном месте. Это — прямая угроза жизни, считает эксперт.

«Что такое дорога высшей технической категории, о которых идёт речь в нормативном предложении Минтранса? Это автострады либо автомагистрали, где ширина проезжей части не менее 15 м, и для каждого направления минимум две полосы движения. Дорога такой категории выполнена из высококачественного покрытия. И таких дорог в России очень мало. По обычной российской привычке я могу остановиться, где угодно, и если скорость проезжающих мимо автомобилей 60 или 90 км — это ладно. Но если я останавливаюсь на автомагистрали, то это уже хамство. И такое вызывающее хамство должно быть наказано. Человек угрожает жизни других людей, а не просто что-то по мелочи нарушает», — убеждён Блинкин.

Константин Крохмаль, общественный деятель и руководитель «Системы ОБДД», инициативу Минтранса не одобрил. С его точки зрения она преждевременна и не соответствует состоянию дорог в Российской Федерации. При этом эксперт приводит в пример автобаны Германии, где нельзя остановиться, даже если вы едете в правом ряду — тут же появляются вертолёты, которые будут сопровождать автомобиль и требовать объяснений, по какой же причине была сделана остановка. И даже если остановка была сделана из-за поломки, тоже придётся долго объяснять, как владелец авто допустил подобную ситуацию.

«Штраф за остановку на автомагистрали — это маразм. Бред. Это приемлемо только на магистралях, подобных автобану, где остановки в неположенных местах влекут ДТП, увечья и так далее. Там предусмотрены карманы для остановок. Для России, учитывая качество наших дорог, введение таких штрафов несвоевременно. Это делается для того, чтобы приблизить страну к мировым стандартам. Но тогда давайте дороги делать по мировым стандартам — для начала», — говорит Крохмаль.

«Перестаньте чморить автомобилистов»

Минтранс считает необходимым усилить работу аварийных комиссаров, особенно в тёмное время суток, и чаще применять передвижные комплексы автоматической фото- и видеофиксации нарушений ПДД. Но при этом постепенно отказываться от практики привлечения частников к такому контролю. Частные камеры видеофиксации перестанут применять в течение ближайших пяти-шести лет. Как уже писал News.ru, серые схемы, позволявшие частным компаниям выигрывать концессии на установку камер на дорогах, будут «придушиваться». Максим Акимов, рассказывая о предстоящей реформе, пояснил, что базовые права граждан должно обеспечивать государство, невзирая на расходы.

Крохмаль увидел в этом отказе от услуг частников последствия нагоняя сверху. Ничем иным он не стал объяснять вводимые изменения.

«Как я понимаю, был получен психологический пендель сверху, чтобы люди, которые принимают решения относительно автомобилистов, перестали их чморить и занялись детальной проработкой законов. Но происходящее переходит все рамки положительных эмоции. Это нововведение прекрасно. Оно отменяет страшный маразм, в который был погружён водитель. Если отмена частных камер видеофиксации нарушений ПДД действительно произойдёт, то это будет одно из главных событий по улучшению жизни водителей в этом десятилетии. Да и в следующем, пожалуй, тоже», — оценил грядущую реформу эксперт.

Далее Крохмаль рассказал, что частные камеры, которые устанавливают сейчас по так называемому подряду, служат исключительно для обогащения людей, которые эту камеру устанавливает. Процент от суммы штрафа руководитель «Системы ОБДД» назвал легализованным откатом, отметив, что при этом цель человека состоит только в том, чтобы больше заработать. И это недопустимо.

«К помощи частников можно прибегать в каких-то исключительных случаях: при проведении облав, мероприятий по предотвращению ДТП, в рамках месячника безопасного движения. Можно брать какую-то трассу, в течение 1−2 дней устанавливать стационары и мониторить поведение водителей, частоту правонарушений. Но делать это на постоянной основе нельзя. Я давно пробиваю отмену этих камер, и если это действительно произойдёт, то это будет наша общая победа», — заключил Крохмаль.

Михаил Блинкин называет совершенные иные причины отказа от практики использования частных камер видеофиксации нарушений ПДД. Система не оправдала себя чисто экономически

«Почему пришли к выводу, что идея государственно-частного партнёрства в случае установки камер видеофиксации не слишком эффективна? Потому что, если я, допустим, построю на свои деньги мост (а в России есть такие мосты и есть частные путепроводы), то чем больше я работаю (мост хороший построил и содержу его нормально), то тем больше зарабатываю. Но когда речь идёт о контрольной аппаратуре, то получается совсем другая схема. Чем лучше у меня контроль — тем меньше у меня нарушений. А во многих случаях города и регионы вынуждены платить из бюджета владельцу аппаратуры, и получается, что содержать камеры в рамках ГЧП — себе в убыток. Пробуем разные механизмы. Этот попробовали — оказался не слишком удачным. Будем отказываться от него», — пояснил Блинкин.

«Гонщикам» придётся туго

Согласно данным ГИБДД, за период с января по октябрь 2018 года сотрудники госавтоинспекции выписали 112 миллионов постановлений о нарушении ПДД. Львиная доля из них связана с нарушением скоростного режима. Это самое частое нарушение, намного превышающее по количеству все прочие — несоблюдение дорожных знаков, проезд на красный свет, неправильный обгон или «забытый дома» полис ОСАГО.

Предполагается, что уже в марте 2019 года будет введено наказание за превышения скорости на 10−20 км/ч. С такой инициативой в конце декабря 2018 года выступил глава ГИБДД Р Ф Михаил Черников. Он предложил понизить порог превышения скорости, а также увеличить размер штрафа, сообщал тогда News.ru.

Константин Крохмаль, между тем, не считает превышение скоростного режима злостным нарушением. Он говорит о том, что скорость бывает разной: одно дело, когда водитель превышает скорость на безлюдной дороге, и другое — там, где напряжённый трафик. В любом случае, говорит эксперт, скорость никогда не была основной причиной ДТП на российских дорогах.

«Сама по себе скорость как причина ДТП — вторична. Можно посмотреть статистику: основное число происшествий в России связано с плохими дорогами. На втором месте — выезд на встречную полосу. На третьем — алкоголизм. Не важно, какая скорость. Нарушаются правила — например, обгоняя, выезжаешь на встречку. Скорость может утяжелять ДТП, если она превышена, или смягчать последствия ДТП, если была небольшой», — резюмирует эксперт.

С точки зрения Михаила Блинкина, законодатели, говоря об изменениях в нормативах относительно скорости перемещения ТС на дорогах, имеют в виду не абсолютные значения, а допустимые границы превышения скорости.

«Дискуссия относительно скоростей лежит в совершенно иной плоскости. У нас с вами допуски чрезвычайно большие. Если стоит знак ограничения скорости 60 км, а я буду ехать 79, то меня никто не оштрафует. И 20 км — это очень большой допуск. Во всем мире допуски гораздо меньше — 5 или максимум 10 км. И вот эту величину допуска надо уменьшить. С другой стороны, если участки дорог, где скорость, напротив, следует увеличить. Появляются хорошие дороги — на них нужно скорость увеличивать», — убеждён Блинкин.

Так или иначе, но скоро, судя по всему, штрафов за превышение скорости в 2019 году станет ещё больше: в случае принятия новых допусков, привычка к превышению скоростного режима на 20 км от указанных на дорожных знаках цифр уйдёт не сразу. К тому же, на дороги выйдут «народные инспекторы». Объявлено уже, что мелкие штрафы (до 3 тысяч рублей) за нарушения, которые фиксируются камерами, в 2019 году начнут списывать непосредственно с банковских карт, не дожидаясь, пока нарушитель заплатит сам.

Московские скорости растут

В российской столице особенно не погоняешь. С одной стороны, огромное количество камер наблюдения. С другой — бесконечные пробки. Эксперты портала Car.ru 13 февраля опубликовали результаты очередного исследования, посвящённого загруженности столичных улиц. Во внимание принималось время, которые водители проводят стоя в пробках, а также средняя скорость движения. Москва, как выяснилось, движется со средней скоростью 18 км в час, а каждый житель города проводит в пробках примерно 210 ч в год.

Михаил Блинкин, однако, с такой точкой зрения не согласен. Напротив, он говорит о том, что вплоть до снегопада, обрушившегося ночью на город, Москва была на удивление динамична.

«В Москве до нынешнего снегопада обстановка была очень пристойной. Двигались с очень приличной скоростью. Даже удивительно — может быть, после Нового года ещё не все в себя пришли? Надо продолжать наблюдения. Но то, что некоторые меры московского правительства подействовали, в этом не приходится сомневаться. В Москве стали охотнее ездить на такси и на магистральных автобусах. Они ездят по выделенным полосам с очень высокой скоростью — получается даже быстрее, чем на метро. Что же касается такси: если сравнить цены на парковки в центре города и стоимость такси, то такси получается дешевле», — заключил эксперт.

Ранее News.ru сообщал о том, что в столице с 1 марта нарушителей начнут штрафовать за остановку на «вафельной» разметке при выезде на загруженный перекрёсток. По мнению специалистов Центра организации дорожного движения Москвы, эта мера позволит снизить транспортные задержки в часы пик на 15-20%.В настоящее время данный вид разметки нанесён по 103 адресам в Москве.