Ещё

Подковерные игры страховщиков с тарифами ОСАГО приведут к необоснованному росту цен 

ОСАГО: подковерные игры страховщиков
Фото: РИА Новости/Максим Богодвид
Отсутствие у страховщиков стандартных подходов к новым расчетам цены ОСАГО показывает, что компании попытаются вновь поднять цену полиса. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал депутат , лидер партии "Автомобильная Россия" .
Стандартизацию личностных характеристик водителей, которые будут учитывать страховые компании при расчете стоимости ОСАГО по принятому закону об индивидуализации тарифов ОСАГО, вводить не предполагается. Об этом заявил начальник управления методологии Российского союза автостраховщиков (РСА) Андрей Спиров. По его словам, каждая компания будет использовать собственные сложные схемы тарификации. А подогнать их под единый стандарт "не представляется возможным".

"Количество факторов у страховщиков может отличаться, а также их суть и перекрестное применение может быть разным. Законом выделена группа факторов, которая будет влиять на расчет страховой премии, например, грубые нарушения правил дорожного движения. Все факторы компании будут определять самостоятельно. Единственное ограничение накладывает , запретивший любые дискриминирующие человека факторы — по языку, национальной и расовой принадлежности", — сказал Спиров.

"Еще несколько лет назад автостраховщики признали, что из системы нелегально выводятся огромные деньги — звучала цифра на тот момент в 25 млрд рублей, — указывает Лысаков. — Есть весомые основания полагать, что этот показатель на несколько порядков больше. К ним тогда предъявили вполне оправданные претензии — почему отлично задуманная система "бонус-малус", призванная дисциплинировать водителей, не работает. Зато выплачиваемые россиянами деньги за ОСАГО разворовываются.

Ведь эта система подразумевала, что если человек ездит аккуратно и без ДТП, то стоимость полиса для него снижается. Эта система отлично действует, к примеру, в Германии. У нас страховщики при любом удобном случае повышают цену ОСАГО для покупателя — они просто на этом зарабатывают. Даже если вписанный в ваш полис человек совершит в другом городе и не на вашем авто ДТП, вы все равно заплатите на следующий год за ОСАГО в полтора раза больше.

Так мы пришли к индивидуализации расчетов, но страховщики и здесь начинают подковерные игры с деньгами".

Нестандартные расчеты окажутся теневыми

Президент России в мае подписал закон, который позволит страховым компаниям учитывать личностные характеристики водителей при формировании цены полиса ОСАГО. Документ вступит в силу 24 августа. Одним из основных положений закона является возможность страховщиков при расчетах тарифа в пределах его минимальных и максимальных значений, установленных Центробанком, учитывать качество вождения и соблюдение правил ПДД водителями.
Согласно закону, коэффициенты страховых тарифов устанавливаются Банком России в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства, количества произведенных страховых возмещений, технических характеристик авто, срока действия договора обязательного страхования. То есть эта норма должна была внести личные качества водителя в цену полиса. Но компании отказываются от стандартизации расчетов.

"Заявления, что каждая страховая выработает собственную формулу расчетов и станет ею руководствоваться, показывает: компании вновь не собираются учитывать личные качества россиян, а опираются лишь на собственные финансовые интересы. Методика расчетов должна быть проста, понятна и прозрачна, чтобы каждый владелец полиса ОСАГО мог рассчитать цену сам и понять: чем аккуратнее он ездит, тем меньше платит за страховку.

А российские компании сейчас намерены увести в тень "сложных формул" свои расчеты, сделав их максимально закрытыми и непонятными. Единой методики, какая обязана быть, просто нет. При этом парламент ждал от них как раз обратного — приведение системы "бонус-малус" в качественно новый рабочий вид. Для этого мы расширили "вилку" минимальной и максимальной цены ОСАГО. Но, судя по поведению страховщиков, цена полиса для россиян только вырастет", — подчеркивает Лысаков.

Страховщики гонятся за прибылями

Одновременно с новым законом о формировании тарифов ОСАГО 24 августа ступает в силу указание Центробанка, расширяющее тарифный коридор, и пересматриваются коэффициенты, в том числе возраст-стаж. Предполагается, что для опытных водителей старше 59 лет страховка подешевеет. Сейчас страховщик назначает тариф для всего региона в целом. И что лихач, что осторожный водитель платят одинаково в зависимости от аварийной ситуации в регионе.
Новые нормы закладывают принцип, что каждый станет платить за себя в соответствии со "стажем" ДТП и штрафов за нарушения Правил дорожного движения. Чтобы аккуратный водитель получил максимальную скидку, а рискованный — максимально покрывал свои риски, расширяется тарифный коридор. Но при этом страховщики должны четко указать на своих сайтах, какие факторы они закладывают в расчет тарифа.

"У меня есть официальный ответ на депутатский запрос, что ни один из руководителей российских страховых компаний не понес ответственности за намеренное банкротство предприятия и другие доказанные финансовые махинации. Хотя фактов таких предостаточно. Это означает, что правоприменение к этой категории игроков финансового рынка осуществляется избирательно, а Центробанк недостаточно контролирует систему страхования.

Пока не будет создан единый стандарт расчета тарифа ОСАГО, обязательный для всех компаний, лазейки для махинаций остаются. Справедливой тарификация считается, когда она едина для всех и максимально прозрачна. Кто будет проверять, насколько справедливо страховщик рассчитал мою безаварийную езду за последние годы? И насколько эти формулы отвечают интересам клиента — тоже большой вопрос. Так что будем требовать создания единых правил тарифообразования — без этого никак", — заключает Вячеслав Лысаков.

Видео дня. Беспилотный КамАЗ проехал 3 000 километров в Татарстане
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео