Глава Дагестана поручил разобраться с резким подорожанием газомоторного топлива

Подорожание газа на заправках в Дагестане привело к протестам автовладельцев, призывающих бойкотировать газомоторное топливо. Работающие на газе автомобили наиболее распространены в России именно в республиках Северного Кавказа, свидетельствуют данные исследования. Подорожание сжиженного газа объясняется биржевой ситуацией, отмечают эксперты.

«Хотим бензин за 35, газ – за 18 рублей. Ставьте лайк, если согласны»
© Газета.ру

В России за пять лет выросли продажи автомобилей с газовым оборудованием. Сейчас доля таких машин в общем объеме продаж составляет 2,6%. В 2016 году доля таких машин в продажах составляла всего 0,5%, свидетельствуют данные исследования автомобильного классифайда Drom.ru.

Газобаллонное оборудование чаще всего монтируется на недорогие отечественные автомобили, а также крупные внедорожники с высоким расходом топлива. Наличие газобаллонного оборудования не влияет на цену подержанного автомобиля.

© Газета.Ru

Решающую роль играет общее состояние машины, отмечают авторы исследования. Среди наиболее часто газифицируемых моделей Lada Priora, Granta, «ВАЗ-2107», Renault Logan, а также внедорожники Chevrolet Niva, «УАЗ Патриот» и Toyota Land Cruiser.

Наиболее популярны газовые машины в республиках Северного Кавказа — Чечне, Дагестане, Северной Осетии и Карачаево-Черкесии.

Цены взлетели

Доля машин с ГБО в объеме продаж на Кавказе оценивается экспертами Drom.ru в 20-30% (против, к примеру, 0,5% в Москве и Санкт-Петербурге) и стоимость газового топлива в этих регионах имеет важнейшее значение. Накануне некоторые жители Дагестана, недовольные резким ростом цен на газовых заправках, призвали сограждан в соцсетях бойкотировать газомоторное топливо и в течение первой декады августа заправляться только бензином.

«Хотим бензин за 35, газ – за 18 рублей. Ставьте лайк, если согласны»,– гласит призыв в Instagram-аккаунте mkala_ c 431 тыс. подписчиков и локацией Махачкала, Дагестан.

На момент публикации материала «Газеты.Ru» пост набрал более 9,5 тыс. лайков.

«Братья, не будьте равнодушными. Покажем наше единство и сплоченность!!! Не заправляемся газом с 1 до 10 августа!» — призывает автор аккаунта boykot_azs, — в некоторых местностях уже до 32 р. поднялся газ. Вконец обнаглели».

Согласно данным сервиса benzin-price.ru, максимальные цены на сжиженный пропан-бутан для автомобилей в Дагестане оказались по итогам прошлой недели на уровне 30 рублей за литр.

Еще в начале июля этот показатель составлял 26,5 рублей за литр.

Как сообщает ТАСС, власти Дагестана уже поручили разобраться в повышении цен на автомобильный газ.

«В соцсетях увеличилось количество обращений от жителей республики касаемо цен именно на газомоторное топливо. В этой связи врио главы региона Сергей Меликов дал поручение разобраться в ситуации», — сказали в пресс-службе главы Дагестана.

В июне 2021 года по сравнению с маем цены на газ в России выросли на 0,7%, в то время как на бензин – менее чем на 0,6%. Резкий скачок цены газа статистическое ведомство фиксировало в марте: тогда за месяц бензин подорожал на 1,1%, а сжиженный углеводородный газ (СУГ, пропан-бутан), популярный в качестве моторного топлива – сразу на 6,5%.

«Розничные цены на газомоторное топливо действительно продемонстрировали ощутимый рост, но в первую очередь это коснулось СУГ.Цены на продукт в среднем по России выросли с начала года более чем на 11% – с 24,9 руб./л в январе до 27,7 руб./л в настоящее время»,— объясняет «Газете.Ru» консультант Vygon Consulting Иван Тимонин, – Ключевой причиной этого стал стремительный рост экспортных цен».

За тот же период на котировки биржевых обязательств по поставке DAP Brest – одного из ключевых направлений для российского СУГ – возросли с $443 до $632 за тонну, рост составил более 40%. В связи с этим поднялись и оптовые цены на продукт на внутреннем рынке, которые, в свою очередь, перенеслись и в розницу, подчеркивает эксперт.

Гораздо меньше вырос в цене компримированный природный газ (КПГ, сжатый метан) – с 19,5 до 19,8 рублей за кубометр. Однако доля автомобилей, работающих на нем, в России гораздо меньше, как и сеть заправок. Если машин на пропан-бутане насчитывается около 1,25 млн штук, то на метане – примерно 180 тысяч.