Отмена обязательного техосмотра все ближе
Проект закона об отмене обязательного техосмотра прошел первое чтение. На рассмотрение депутатов поступило несколько вариантов проекта о реформе системы. Вариант «Справедливой России» не прошел, одобрен был вариант «Единой России». Ключевым этапом будет второе чтение, но уже сейчас можно делать первые выводы: в проекте вряд ли что-то поменяется.
Итак, техосмотр можно будет проходить по желанию. Обязательным он будет, если автовладелец продает машину или мотоцикл и его транспорт уже старше четырех лет. Кто именно должен взять это на себя — продавец или покупатель, — не уточняется. Просто при оформлении документов в ГИБДД нужно будет показать свежую диагностическую карту. Также техосмотр придется проходить, если серьезно меняется конструкция авто. Транспорт для коммерческих перевозок — такси, «Газели» или фуры — будут проходить ТО, как и раньше.
О том, могут ли эти исключения спасти бизнес операторов техосмотра, рассуждает президент союза «Техэксперт» Сергей Зайцев:
«На сегодняшний день ДТП по причине технической неисправности — 1%. Не пройдет года-полутора, когда эта цифра увеличится практически на порядок. Кто будет за все это отвечать? Кто будет возмещать ущерб тем, которые в исполнение уже действующего 122-го федерального закона затратили деньги, покупали оборудование? Более 80% сегодняшних операторов техосмотра просто-напросто закроют этот вид деятельности не позднее марта 2022 года. Насколько я знаю, сейчас уже они закрывают свои производства, ликвидируются».
Депутаты отвечают на эти доводы, что техосмотр был неоправданной дополнительной нагрузкой. Есть многолетние гарантии на автомобили от производителей, а их техобслуживание подчас более дотошное и детальное, чем любой техосмотр. Подавляющее же число водителей в России ответственно подходят к состоянию своего транспорта. Увы, это не совсем так, говорит председатель Региональной ассоциации станций технического обслуживания Ольга Селезнева:
«Недопустимо отменять технический осмотр. Человека, который не знает, в каком состоянии находится его автомобиль, категорически нельзя допускать до управления. Что такое приехать и пройти классическое техническое обслуживание? Это произвести замену масла, замену фильтров. Не каждый автовладелец, когда происходит окончание гарантийного срока, обслуживает потом свой автомобиль в таком же ключе, исходя из требования автопроизводителя согласно сервисной книжке. Никто не обращает внимания на состояние рулевого управления, подвески, тормозной системы».
В последние два года реформа техосмотра претерпела кардинальные изменения — от ужесточения до смягчения, а потом и вовсе отмены процедуры. Коронавирус стабильности не добавил. Многие операторы успели докупить оборудование — расширялись для приема грузовых авто, закупали тормозные стенды, ставили новое программное обеспечение.
Впрочем, техосмотр частных авто всегда был фикцией и то, что его отменили, но оставили несколько исключений — это компромиссное решение, считает директор Национального общественного центра безопасности движения Сергей Канаев:
«Очень сложно контролировать проведение технического осмотра, придумывают и видео- и фотозапись, но это не дает нужного результата. Сами люди, как показывает практика, те, кто возят свою семью, обычно очень хорошо следят за своими автомобилями. Другое дело, когда человек работает по найму — он не всегда, может быть, даже успевает это делать, потому что, когда человек пересаживается с одного автомобиля на другой, он не может знать все автомобили. Сейчас, несмотря на то, что отменяется технический осмотр для автомобилей частного владения, для грузо- и пассажирских перевозок он сохраняется. И этот баланс, я считаю, абсолютно правильный».
В пояснительной записке законотворцы оставили обязанность за водителем содержать свой автомобиль в порядке и не выезжать на дорогу, если есть поломки. Впрочем, точно такие же требования уже давно есть в ПДД.