Движущая сила тока: Россия неизбежно пересядет на электромобили
Безуглеродное будущее уже наступило. Мы просто пока не можем это осознать. Давайте оглянемся назад. С появлением первого персонального компьютера жизнь изменилась навсегда: быстро и неумолимо PC превратился из чуда имени Стива Джобса в атрибут каждого дома. То же самое происходит сейчас в сфере транспорта.
Точка невозврата для развития электротранспорта уже пройдена. Евросоюз намерен перейти к нулевому углеродному следу к 2050 году. В июле Еврокомиссия приняла план по защите климата и экологии, предусматривающий полный переход на электромобили к 2035 году. Аналитики международной аудиторско-консалтинговой компании EY ожидают, что уже к 2033 году продажи электромобилей превысят продажи машин с двигателем внутреннего сгорания. Последних, по прогнозам, к 2045 году на рынке останется менее одного процента.
Скептики, а может быть, просто реалисты, считают, что эра автомобилей с ДВС продлится больше. Впереди множество обстоятельств, которые могут ускорить и, наоборот, замедлить переход на электротранспорт. Наверное, главное опасение, вокруг которого ломают копья экологи и чиновники: насколько действительно «зеленым» окажется электрическое «топливо». Всем известны карикатуры, на которых изображен дымный дизелек в какой-нибудь австралийской пустыне, питающий электричеством новенькую «Теслу».
Действительно, объем выбросов от использования электрических машин зависит от того, на какие источники энергии полагается энергосистема страны и в какое время суток жители заряжают автомобили. Но проведенное в 2021 году исследование показало, что в большинстве стран электромобиль позволяет снизить выбросы более чем на 60% бензинового аналога, а в наиболее развитых странах (Швейцария, Норвегия, Франция, Швеция и Австрия) снижение выбросов превышает 90%.
Конечно, из любого правила есть исключения, и в двух странах Европы, Польше и Косове, электрогенерация менее эффективна, из-за чего переход на электромобили в моменте увеличит суммарные вредные выбросы. Однако не следует забывать, что электростанции удалены от людей, а выхлопами бензиновых и дизельных автомобилей мы дышим каждый день.
Конечно, электромобили не единственная «зеленая» технология, и уверенно можно утверждать, что «электрического» концлагеря не будет. В качестве «зеленой» альтернативы есть перспективы у транспорта на водороде, который даже больше подходит для крупнотоннажных автомобильных перевозок. Поэтому, скорее всего, мир пойдет по сбалансированному пути энергоперехода.
Тем не менее электромобили – наиболее проработанный и перспективный вид транспорта будущего. Да и настоящего тоже. Еще несколько лет назад казалось, что Россия будет противиться этому пути: страна слишком богата углеродным сырьем. Но вот сначала появляется стратегия развития нефтехимической отрасли, и государство декларирует курс на экспорт не сырья, а продукции с добавленной стоимостью. А в августе премьер-министр Михаил Мишустин утвердил концепцию развития электротранспорта в России до 2030 года. Она должна быть реализована в два этапа: с 2021 по 2024 и с 2025 по 2030 годы. К концу первого этапа планируется произвести не менее 25 тыс. электромобилей и запустить в работу 9400 зарядных станций по всей стране. А к 2030 году каждый 10-й автомобиль, который выходит на рынок, должен быть электрическим. Число электрозаправок вырастет как минимум до 72 тыс.
Для России открылось окно возможностей. Отстанем сейчас, отстанем навсегда. В стране есть автомобильная промышленность и есть избыточная энергия. Одно из глобальных опасений по поводу внедрения электротранспорта заключается в том, что в один прекрасный момент может наступить дефицит энергоресурсов. В России этих проблем нет: электроэнергия производится с избытком и из разных источников.
В конце концов, одна из богатейших стран мира по количеству углеродного сырья – Норвегия уже стала лидером по эксплуатации электромобилей. Стоимость владения электромобилем в Европе сегодня ниже, чем обслуживание автомобиля с ДВС.
Так что аргументы о том, что Россия в силу своего менталитета, сырьевой ориентированности и географического положения пойдет другим путем, несостоятельны. Страна уже приняла концепцию развития отрасли.
Новосибирск. Как в Норвегии, но суровее
Российский Новосибирск – это не совсем Норвегия. Но сравнение вполне корректно. Здесь тоже холодно и, как правило, холодно дольше. Конечно, можно отыскать в России регионы, где условия еще суровее. Но Новосибирск – это хороший плацдарм, для того чтобы на деле проверить, как покажут себя электромобили и как сработает инфраструктура в условиях жесткого климата, больших расстояний и стрессового трафика мегаполиса.
Несколько лет назад один из игроков нового рынка – сеть ТОК ВОХ, начала свое развитие в Новосибирске. В рамках пилотного проекта в городе установили 30 зарядных станций российских производителей (ПСС, «Парус», «Икстроник») и иностранных поставщиков (Schneider Electric и Enel X). Благодаря континентальному климату Новосибирска сеть успешно протестировала станции и в условиях экстремального холода зимой, и во время знойного лета.
Уже через год после появления станций TOK BOX в Новосибирске продажи электромобилей выросли в шесть раз. Потенциальные владельцы, увидев появление инфраструктуры, перестали бояться приобретать электрокары. Возможно, в абсолютных цифрах парк электроавтомобилей пока не выглядит столь впечатляющим, как, например, в той же Норвегии. Но важен качественный скачок: за рулем таких машин уже не только состоятельные радетели за экологию или модные трендсеттеры. Сеть пиццерий «Папа Джонс» (которая входит в тройку крупнейших поставщиков пиццы в мире) посчитала образовавшуюся в Новосибирске инфраструктуру достаточной для своих нужд и пересадила курьеров по доставке пиццы на электромобили.
«Эксплуатация электротранспорта в несколько раз дешевле, чем машин на привычном нам топливе, даже при сегодняшних немаленьких тарифах на электроэнергию», – рассказывал местной прессе учредитель сети пиццерий «Папа Джонс» Алексей Чикунов.
Преимущества электротранспорта становятся особенно заметны на длинной дистанции. С каждым годом суммируются деньги, которые не потрачены на традиционное топливо, ТО также намного дешевле. Бизнес в этом смысле трудно обвинить в следовании веяниям моды – бизнес прагматичен и хорошо сводит дебет с кредитом.
Путь перехода к новым видам энергии может оказаться не совсем таким, как мы его представляем сейчас. Возможно, он и вовсе станет совсем не таким. Вероятны как приятные, так и неприятные неожиданности. Например, может произойти качественный скачок в емкости аккумуляторов: целые научные институты, страны и корпорации вкладывают миллиарды долларов именно в эти разработки. Но вполне реальны и разного рода «черные лебеди»: страны, обладающие сырьем для производства элементов питания, могут по экономическим или политическим причинам ограничить доступ к ресурсам или взвинтить цены. Вариантов неисчислимое множество, но вектор развития уже не остановить. Осознав неоспоримую ценность сохранения окружающей среды, человечество неумолимо движется к энергопереходу и постуглеродному миру. И электротранспорт пока самый реалистичный и проработанный путь в этом направлении.