Автоновости
ДТП
Тест-драйвы
Автоэксперт

Завод Sherp в Санкт-Петербурге пообещал обойтись без поставок из Украины

Российский сборочный завод Sherp продолжит выпуск вездеходов, несмотря на отзыв лицензии украинским бизнесменом , выяснила «Газета.Ru». Sherp основан на разработках российского изобретателя , машина приобрела культовый статус во всем мире, особенно в США и Канаде. Однако поставки на иностранные рынки ограничены для отечественного завода патентами, которые оформил на себя Школьник, указывают эксперты.

Украинский владелец Sherp отказался от сборки вездехода в России
Фото: Михаил Воскресенский/РИА «Новости»Михаил Воскресенский/РИА «Новости»

Компания Sherp из Санкт-Петербурга продолжит выпускать одноименные плавающие вездеходы на шинах сверхнизкого давления несмотря на запрет со стороны украинского правообладателя. Об этом «Газете.Ru» рассказал генеральный директор санкт-петербургского предприятия ООО «Шерп» . Ранее эту информацию сообщила Ассоциация автопроизводителей Украины.

Видео дня

«Производитель вездеходов «Шерп» в настоящий момент работает в обычном режиме, несмотря на опубликованное заявление акционера украинской компании «Квадро Интернейшнл», которая обладает патентным правом на производство вездеходов под торговой маркой Sherp», — сообщил Павлов.

Собеседник особо подчеркнул, что

«поскольку возможности для реализации патентного права в условиях санкционной политики по отношению к РФ находятся под вопросом, то выпуск вездеходов продолжается».

В то же время на заводе признали наличие проблем с поставками компонентов и прорабатывают вопросы замены деталей на аналоги из стран, не вводящих санкции против РФ, а также собираются производить узлы и детали для Sherp на заводах России и стран .

«ООО «Шерп» и украинская компания не являются аффилированными лицами. У каждой компании свой собственник, соответственно, никакого влияния на юрлицо не может исходить со стороны собственника с Украины», — подчеркнул Павлов.

По данным базы «СПАРК-Интерфакс», вплоть до июля прошлого года российской фирмой «Шерп» в равных долях владели украинские предприниматели Владимир Школьник и . Позже единоличным собственником юрлица стала гражданка России Екатерина Гаврилина. Информация об иных бизнес-активах этой предпринимательницы в ЕГРЮЛ отсутствует. Ранее исполнительный директор Sherp Ярослав Пригара в интервью изданию Flow говорил, что основной завод компании c конструкторским бюро расположен в Киеве.

Основной рынок для вездеходов — Северная Америка, куда российскому заводу, согласно лицензии, поставки запрещены.

Помимо США и Канады, украинские машины поставляются в страны Европы, Южной Америки, Азии и Ближнего Востока, где востребованы как у частных покупателей, так и у полицейских, спасателей и военных.

За считанные годы с момента создания вездеход Sherp приобрел культовый статус у любителей внедорожных приключений. В частности, несколькими такими машинами владеет американский рэпер и музыкальный продюсер Канье Уэст, который приобрел их для своего ранчо.

Российский завод «Шерп» подчеркивает, что и ранее поставляли машины на экспорт по заказам организаций и частных лиц.

«Будем прорабатывать любые возможности экспорта, исходя из складывающихся экономических и политических реалий», — сообщил Эдуард Павлов.

Как Sherp ушел из России

Создатель Sherp — российский инженер Алексей Гарагашьян. Все ключевые изобретения, узлы и дизайн снегоболотохода были созданы изобретателем еще на прототипе, который он построил для своих путешествий. В беседе с украинскими СМИ Школьник признавался, что в одной из экспедиций по России он случайно опробовал машину, и был поражен ее возможностями, после чего предложил сотрудничество Гарагашьяну.

«В 2012 году мой вездеход купил украинский бизнесмен Владимир Школьник и предложил мне сотрудничество: ООО, АО, и др. Предлагал переехать в Киев. Я изобретатель, а не предприниматель. Кроме того, мне всегда хотелось, чтобы мои разработки производились в России и переезжать в Киев из Санкт-Петербурга я не собирался, — вспоминает в беседе с «Газетой.Ru» Гарагашьян. — По заключенному мной с производителями вездеходов Sherp договору о сотрудничестве, я предоставил им право на некоторые свои разработки за авторское вознаграждение, на которые Sherp оформил свои патенты».

Впрочем, самому Алексею Гарагашьяну впоследствии пришлось отбиваться в судах от исков компании Школьника, чтобы отстоять свое право на производство уже своей новой машины в России.

«Sherp нападал – я защищался. В результате были подписаны мировые соглашения по судебным делам и наши пути с производителями вездеходов Sherp окончательно разошлись», — отметил собеседник.

Теперь изобретатель намерен приступить к созданию собственных вездеходов на промышленном уровне.

«Для меня, как конструктора и изобретателя, вездеходы Sherp — давно пройденный этап. Мной уже разработаны новые модели вездеходов и шин, более актуальные для настоящего и будущего. Их серийное производство в настоящее время готовится несколькими российскими производителями», — отметил Алексей Гарагашьян.

Можно ли российский Sherp продавать за рубежом

Патентная защита изделий осуществляется по территориальному принципу, причем факт продажи товара в стране не означает, что он там запатентован, отмечает старший партнер, руководитель практики компании «Ваш патент» Алексей Робинов.

«В тех странах, где у украинского правообладателя нет патента, любое лицо может продавать эту продукцию. В тех странах, где есть – да, конечно, он может запрещать», — объясняет Робинов «Газете.Ru». – Ситуацию нужно смотреть по каждой стране».

Sherp представляет собой уникальную машину абсолютной проходимости,

которая прежде всего приспособлена для экстремальных путешествий, с точки зрения полезного использования, в том числе, для перевозки грузов, ее возможности ограничены, считает обозреватель «Авторевю» .

«Шерпу» довольно много лет, у него уже появилось много клонов и разновидностей. Если мы рассматриваем теорию езды по бездорожью, то это идеальная конструкция, — говорит Сорокин «Газете.Ru». – Алексей Гарагашьян, который придумал эту машину, делал ее для себя и только для того, чтобы кататься по бездорожью, а не возить грузы».

По идеологии это максимально облегченная и компактная машина, для груза там нет места – и с точки зрения ее практического использования, к примеру, в условиях Севера, это существенный недостаток, полагает он.

В украинской компании Sherp на вопросы «Газеты.Ru» не ответили.