Войти в почту

Эксперты назвали замену ушедшим из России автомобилям

На фоне падения рубля и введенных санкций большинство западных автопроизводителей приостановили поставки в нашу страну. Впрочем, уже сегодня этим готовы воспользоваться корейские и китайские конкуренты, а в случае окончательного ухода ряда марок на их место придут новые игроки.

Российский авторынок: кандидаты на вылет и скамейка запасных
© Алексей Сухоруков / РИА Новости

В подвешенном состоянии

После того, как западные страны начали вводить санкции против России из-за спецоперации на Украине, зарубежные автопроизводители одним за другим стали ставить "на паузу" свою деятельность на российском рынке. Причем речь идет не только о прекращении импорта автомобилей, но и приостановке производства на собственных же заводах в нашей стране.

Впрочем, причиной простоя конвейеров необязательно является политическое решение штаб-квартиры, а в том числе - обострившиеся из-за ситуации на Украине логистические проблемы с доставкой комплектующих, от которых пострадал и отечественный АвтоВАЗ. На сегодняшний день выпуск легковых автомобилей продолжается лишь на нескольких предприятиях - это "Автотор" (Kia и Hyundai), "ПСМА Рус" (Mitsubishi, Peugeot и Citroen), "Мазда Соллерс", а также Ульяновский автозавод.

Важно при этом отметить, что ни одна автомобильная марка, приостановившая работу в нашей стране, не объявила об окончательном уходе с российского рынка. Очевидно, что подобные решения могут быть приняты либо под давлением правительств тех стран, где расположены штаб-квартиры автопроизводителей, либо по собственным экономическим соображениям, которые, в свою очередь, будут зависеть главным образом от дальнейших прогнозов продаж в нашей стране.

По мнению генерального директора ГК "АвтоСпецЦентр" Андрея Терлюкевича, потенциал российского авторынка в условиях экономической изоляции может сократиться соразмерно динамике платежеспособности населения.

"На сегодняшний день основными причинами ограничений поставок зарубежные автопроизводители называют волатильность валют и спорное ценообразование в связи с этим, а также перебои в логистике. То есть о геополитической ситуации и санкциях по этой причине речи пока не идет. Таким образом, иностранным автоконцернам просто невыгодно терять такой масштабный рынок, как Россия, даже с учетом возможного снижения реальных доходов граждан и роста ставок по кредитам. Спрос на новые и поддержанные машины в нашей стране по-прежнему высок, так как многие россияне относятся к приобретению личного транспорта, как к инвестиции", - говорит генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль.

Кандидаты на вылет

Тем не менее, в случае ухудшения геополитической ситуации, массового ухода автопроизводителей с нашего рынка исключать все-таки нельзя. С учетом санкционный политики разных стран по отношению к России, в первую очередь, на выход могут направиться европейские, прежде всего немецкие марки, а также японские автопроизводители. Что касается американских машин, то после демарша GM в 2015 году их и так у нас практически не осталось.

А вот Южная Корея, хоть и поддержала инициированные США санкции против России, добилась возможности продолжать поставки на наш рынок своих автомобилей наряду с электроникой и бытовой техникой. Для китайских же автопроизводителей препятствий для деятельности в России и вовсе нет, учитывая позицию КНР по украинскому вопросу.

Таким образом, уже вполне очевидно, что автопроизводители именно этих двух стран вполне могут восполнить потери на российском рынке в отсутствии поставок со стороны западных автоконцернов, а в случае ухода ряда марок - занять их место. Благо потенциал у них для этого имеется: корейские Hyundai и Kia уже много лет являются лидерами среди иномарок в нашей стране, а китайские Haval, Chery и Geely - рекордсмены по росту продаж в последние годы. Само собой, что в бюджетном сегменте продолжит господствовать отечественный АвтоВАЗ, который с возможным уходом некоторых конкурентов сможет только укрепить свои позиции, учитывая имеющиеся производственные мощности.

"Сейчас мы видим очень активную позицию отечественных, китайских производителей, корейских марок, и, безусловно, они хотят воспользоваться представившимся шансом. Мы понимаем, что быстро рынок не вырастет, поэтому у всех автопроизводителей есть время для того, чтобы подготовить мощности, соответствующие потребностям рынка", - рассуждает директор по бренду Lada ГК "Прагматика" Игорь Бадер.

Как прогнозируют эксперты "Банкавто", при условии усиления санкционного давления и в случае, если западные автопроизводители примут решение участвовать в экономическом бойкотировании России, уже к лету можно будет ожидать заметный рост доли продаж корейских и китайских автомобилей, которая при возможности наращивать поставки к июню может превысить 50% при пессимистичном сценарии приостановки продаж автомобилей западными марками. В случае же возобновления поставок машин большинством западных компаний доля корейских и китайских автомобилей в наше стране может составить 40-45%.

Скамейка запасных

Между тем, вместо ушедших марок на российском авторынке вполне могут появиться новые игроки. Прежде всего, это производители из Поднебесной, где представлено более 30 местных автомобильных брендов, а у нас их можно пересчитать по пальцам одной руки.

Нельзя исключать и прихода представителей индийского автопрома, таких как Tata, а учитывая, что большинство западных автоконцернов имеют совместные предприятия в Китае и Индии, вполне возможен запуск в России их совместных продуктов.

Вероятность появления новых автопроизводителей из азиатских стран вполне высока, полагает исполнительный директор Expocar Сергей Фирсов. По его словам, это могут быть как самостоятельные бренды, так и совместные с европейскими или американскими компаниями. В таком случае на российском рынке можно будет увидеть знакомые автомобили, но под новыми названиями.

А вот директор по развитию и корпоративному управлению компании "Нижегородец" Алексей Макаров считает маловероятной работу в России западных автоконцернов, таких как Volkswagen или Stellantis, под марками своих китайских совместных предприятий, поскольку это может повлечь за собой серьезные репутационные риски на международном уровне.

В свою очередь, Игорь Бадер сомневается в перспективах индийских машин в нашей стране, ведь в бюджетном сегменте успешно представлена продукция АвтоВАЗа, и потребители вряд ли захотят пробовать неизвестные ранее в России автомобили.