15 самых инновационных автомобилей всех времён
Собрали список автомобилей, которые были пионерами в использовании передовых технологий своего времени. В их числе — первые машины с передним приводом, несущим кузовом, роторным двигателем, системой электронной стабилизации (ESP) и другими инновационными решениями.
Lancia Lambda
Открывает подборку звезда Парижского автосалона 1922 года. Нынешние модели Lancia могут удивлять разве что дизайнерскими находками, но в двадцатые годы прошлого столетия инженеры компании из Турина были куда смелее и изобретательнее.
Несущий кузов, позволивший существенно снизить центр масс и улучшить управляемость, лёгкий V-образный 4-цилиндровый двигатель с алюминиевым блоком и верхним расположением распределительных валов, независимая передняя подвеска с гидравлическими амортизаторами. И очень приличный по тем временам тираж — 11 200 экземпляров. Этого более чем достаточно, чтобы Lambda оказалась первой в нашем списке.
DKW F1
Поперечно расположенный мотор в сочетании с передним приводом. Такая компоновка впервые появилась не на Mini конструктора Алека Иссигониса и уж тем более не на ВАЗ-2108 и Москвиче-2141. При всём уважении к талантам британского и отечественных инженеров, впервые эту схему ещё в 1934 году внедрили их немецкие коллеги из Цвиккау на модели F1 марки DKW. Которая вместе с Audi, Horch и Wanderer входила в автомобильный альянс Auto Union AG.
Примечательно, что уже в 1950-е годы в ГДР, на том же заводе в Саксонии, наладили производство народных малолитражек Trabant — по совпадению тоже переднеприводных и с поперечным мотором. Их выпускали вплоть до 1990 года.
Tatra 77
Активно тестировать автомобили с использованием аэродинамических труб начали только после Второй Мировой Войны. До этого об аэродинамике гражданских моделей редко кто задумывался. Поздние эксперименты показали, что из-за плохо продуманных форм кузова при движении вперед многие довоенные машины испытывали даже большее аэродинамическое сопротивление, чем если бы они ехали назад.
Но были и исключения. Речь идёт о представленной в 1934 году каплевидной Tatra 77, созданной чешским и немецким инженерами Хансом Ледвинкой и Эрихом Убелакером. Оба ещё до войны понимали, какое огромное влияние аэродинамика кузова оказывает не только на экономичность машины, но и на её управляемость. Поэтому при создании модели 77 они использовали некое подобие аэродинамической трубы и добились рекордно низкого по тем временам коэффициента лобового сопротивления (Сw) для серийных машин — 0,38.
Кстати, будущий немецкий и мировой бестселлер Volkswagen Kafer, он же более привычный нам «Жук», формами своего обтекаемого кузова во многом обязан именно 77-й Tatra.
Stout Scarab
Обтекаемый кузов на пространственной раме, причём и то и другое — из алюминия! Абсолютно плоский пол, продуманная система трансформации салона с поворотными сиденьями и съёмным столиком. Как вам такое в минивэне 1933 года? А ведь это ещё не всё.
В уникальном заднемоторном автомобиле Уильяма Стаута использовалась независимая задняя подвеска с винтовыми пружинами и почти вертикальными стойками. Похожую схему позже стал применять Колин Чепмен на своих гоночных Lotus.
Cord 810
BMW 8-серии, Mazda 323F, Lamborghini Countach — эти машины созданы совершенно разными инженерными школами. Но у каждой есть важный элемент, их объединяющий. Это подъёмные или, как их ещё называют, «слепые» фары. Правда, ни один из упомянутых выше автомобилей не был пионером этой технологии.
Впервые подъёмная передняя оптика нашла своё применение на люксовом «американце» Cord 810, дебютировавшем на Нью-Йоркском автосалоне в ноябре 1935 года. Кроме этой инновации, машину отличали редкая по тем временам горизонтальная радиаторная решётка, скрытые дверные петли, встроенная в заднее крыло крышка бензобака и штатный радиоприёмник.
Ну и в целом дизайн машины был, что называется, на пятёрочку. Не даром Cord 812, выполненный в той же стилистике, что и оригинальная 810-я модель, сейчас экспонируется в Нью-Йоркском музее современного искусства.
Packard Custom Super Eight One-Eighty
Появившийся в 1940 году дорогой американский седан считается первым серийным автомобилем, для которого кондиционер можно было заказать на заводе.
Кроме того, эта престижная модель получила электрогидравлические стеклоподъёмники с управлением кнопками. В точности, как на современных машинах. Причём поднимать или опускать можно было не только наружные стёкла, но и перегородку для шофера.
Willys MB/Ford GWP
Компактный утилитарный внедорожник, выпускаемый с 1942 по 1945 год компаниями Willys-Overland Motors и Ford, оказался одной из самых незаменимых и знаковых машин Второй мировой войны. После «военной службы» он стал прародителем целой плеяды гражданских полноприводных машин.
Его надёжную и простую конструкцию с жёсткой лестничной рамой, выносливой рессорной подвеской и неразрезными мостами унаследовали не только модели Jeep, но и первые внедорожные модели Toyota, Mitsubishi, Suzuki и Kia... Даже современные УАЗы принципиально недалеко ушли от Виллиса.
Mercedes 300 SL (W 198)
Автомобиль, разработанный для участия в соревнованиях, впоследствии был модифицирован для эксплуатации на дорогах общего назначения. Силовая конструкция его кузова с лёгкой трубчатой рамой в основе уже не была принципиальной новинкой в 1954 году, но двигатель с непосредственным впрыском на серийные автомобили до этого никто не ставил.
А уникальные, поднимающиеся вверх двери, получившие название «крыло чайки»? Это вовсе не эффектная задумка дизайнеров, а вынужденная необходимость. Высокая трубчатая рама сильно поднимала пороги машины и делала невозможным использование обычных дверей.
Citroën DS
Деэ́с или, как её ещё называют, «Богиня» отмечает в 2025 году своё 70-летие. Даже сегодня эта машина удивляет своими неординарными формами и смелыми техническими решениями. А тогда, в середине 50-х, это была просто революция.
Передний подрамник, лонжероны с панелями пола, стойки кузова и каркас крыши DS были объединены в единый несущий «скелет» кузова, к которому болтами крепились быстросъёмные внешние панели. На моделях первых лет выпуска капот и крышка багажника были алюминиевыми, а крыша — из стеклопластика. Но и пришедшие им на замену стальные элементы при необходимости можно было поменять за считанные минуты.
Вместо традиционных пружин и амортизаторов на этом Citroën — сферы с газом и жидкостью. Гидропневматическая подвеска обеспечивала не только отменную плавность хода, но и позволяла регулировать дорожный просвет. Плюс невиданные ранее на серийных автомобилях дисковые тормоза, полуавтоматическая трансмиссия (предвестник современных роботизированных) и поворотные фары.
Не всегда всё это работало исправно и корректно, но свой глубокий след в автомобильной истории DS несомненно оставил.
NSU Ro 80
Благодаря отличной работе Клауса Люте, больше известного своими идеями на посту главного дизайнера BMW, кажется, что этот седан родился никак не раньше 80-х. На самом деле немецкая компания NSU впервые показала модель Ro 80 в 1967 году.
Кроме специально рассчитанных, поглощающих удары, зон деформации, безопасной рулевой колонки, вакуумного сцепления и полуавтоматической трансмиссии, машину отличал ещё и роторный двигатель, до этого никогда не применяемый на серийных моделях.
К сожалению, первые моторы страдали от сильного износа уплотнений, что привело к серьёзным финансовым потерям для NSU и спаду продаж. В итоге за десять лет было произведено только 37 204 экземпляра этой модели. А построившая её фирма ещё в 1969 стала частью Audi и вскоре прекратила своё существование.
Renault Espace
В Mitsubishi гордились минивэном Space Star, а в Chrysler своим Voyager. Последний, уже в пятом поколении, успешно продаётся до сих пор. Но оба появились позже Renault Espace, представленного в 1984 году.
Причём даже кузов французского семейного шаттла был не как у всех. Легкие, выполненные из полиэстера внешние панели крепились к стальной пространственной раме. Между прочим, такую же технологию используют при постройке гоночных машин.
В пассажирском салоне не было привычных диванов. Все сиденья были индивидуальными, съёмными и поворотными. На первых трёх поколениях модели развернуть в салон можно было даже передние кресла.
Линейка силовых агрегатов включала два бензиновых мотора и турбодизель. А кому нужна была ещё и улучшенная проходимость, могли заказать версию с полным приводом.
Как вам такой набор семейных ценностей?
Porsche 959
Сегодня уже никого не удивишь 6-ступечатой механической коробкой. Её ставят даже на такие бюджетники, как Hyundai Solaris и Renault Duster. А ведь первая «шестиступка» появилась не так уж и давно — в 1986 году. Причём на спортивном мелкосерийном Porsche 959. Эту модель создали в рамках проекта гоночного автомобиля для чемпионата мира по ралли и выпустили в продажу мизерной партией в 292 штуки.
Машина получила целый комплекс сложных и редких на тот момент технических решений. Помимо 6-ступенчатой МКП, у неё был двигатель с двойным параллельно-последовательным турбонаддувом, гидропневматическая подвеска с возможностью изменения дорожного просвета, подключаемый привод с электрогидравлической системой управления, регулируемые из салона амортизаторы, 4-канальная АБС и система контроля давления в шинах.
За новинку тогда просили порядка $275 000. Для сравнения, дебютировавший 1997-м Porsche 911 в кузове 996 в среднем стоил $110 000.
Mercedes-Benz S-класса (W 140)
Двойное остекление, ограждающее пассажиров от внешних шумов, СAN-шина, объединяющая все электрические блоки в единую быстродействующую сеть, система вторичной подачи воздуха в двигатель для снижения уровня токсичности, голосовое управление медиасистемой и другими функциями машины. Все эти инновации мы впервые увидели на флагманском Мерседесе, дебютировавшем в 1991 году.
В 1995 году после рестайлинга «сто сороковой» стал ещё и первой серийной машиной, получившей штатную систему динамической стабилизации. C тех пор ESP спасли немало человеческих жизней и в настоящее время в большинстве стран мира являются обязательным оборудованием новых автомобилей.
Toyota Prius
Сегодня обычные гибриды — вымирающая порода, которую активно теснят модификации с возможностью внешней подзарядки. Но в 1997 году это было новаторство.
До этого никому не удавалось с помощью одного лишь агрегата — коробки с планетарными передачами — синхронизировать на серийной машине работу электрического и бензинового моторов. А кроме того, именно Prius породил волну исследований и разработок в области тяговых аккумуляторов — ключевого элемента электромобилей.
Smart Fortwo
Этого малыша многие считают ужасным. И напрасно. Представленная в 1998 году на Парижском автосалоне машинка была полна новых идей. Коротенький — всего 2,5 м — автомобиль мог похвастать удобным двухместным салоном. Его внешние пластиковые панели были недороги в изготовлении и достаточно легко менялись в случае повреждения.
Не менее важными были цели, которые ставили перед Smart его создатели, — использование электропривода и каршеринг. Пусть не сразу, но с годами появились модификации с электромотором, и да, эти машинки сегодня очень часто встречаются в парках краткосрочной аренды.