5 самых дорогих автомобилей в истории человечества
Эксклюзивные автомобили, выпущенные ограниченным тиражом, стоят очень дорого. При этом самые современные гиперкары уступают по стоимости культовым спорткарам середины XX века. Все автомобили, вошедшие в первую пятёрку самых дорогих в истории, были выпущены именно в тот период.
Mercedes-Benz 300 SLR Uhlenhaut Coupe 1955 года — €135 000 000
Почётный титул самого дорогого автомобиля в истории в 2022 году достался одному из двух выпущенных гоночных Mercedes-Benz 300 SLR с закрытым кузовом. Произведённый в 1955 году спорткар получил прозвище «купе Уленхаута» в честь дизайнера и инженера Рудольфа Уленхаута, который курировал проект. Ожидалось, что с новым спорткаром Mercedes будет блистать в гонках.
Трагедия на «24 часах Ле-Мана» 1955 года надолго отвратила немецкую марку от автоспорта. Два построенных прототипа оказались никому не нужны, но одну машину Уленхаут оставил себе и превратил в автомобиль для повседневных поездок.
Оснащённый 310-сильным 3,0-литровым мотором в связке с 5-ступенчатой механической коробкой передач спорткар разгонялся до 290 км/ч — Mercedes-Benz 300 SLR Uhlenhaut Coupe стал самой быстрой машиной в мире своей эпохи. Ходит легенда, что однажды, опаздывая на встречу, Рудольф в полной мере использовал возможности 300 SLR на автобане. 230 км между Штутгартом и Мюнхеном он преодолел менее чем за час.
Более полувека машина находилась в собственности Mercedes-Benz, что объясняет её идеальную сохранность и прозрачную историю. В итоге в 2022 году на аукционе RM Sotheby's в Штутгарте неназванный покупатель выложил за культовую машину €135 000 000.
Mercedes-Benz W 196 R Stromlinienwagen 1954 года — €51 155 000
Вторая по стоимости машина также связана с именем Уленхаута, но на сей раз речь идёт о чисто гоночном автомобиле. В 1950-е регламент Формулы 1 позволял создание болидов с разными типами кузова, чем воспользовался Mercedes-Benz. Под началом Рудольфа был создан Mercedes-Benz W196 (его агрегаты использовались и в Mercedes-Benz 300 SLR Uhlenhaut Coupe) в версии с открытыми колёсами для извилистых трасс, а также с обтекаемым кузовом Stromlinienwagen для скоростных автодромов.
Машина участвовала в чемпионате мира 1954 и 1955 годов, выиграв 9 из 12 стартов. Она принесла команде два титула — чемпионом оба раза становился аргентинец Хуан-Мануэль Фанхио.
На шасси 00009/54 в классическом «формульном» виде с открытыми колёсами всё тот же Фанхио выиграл домашний Гран-при Аргентины сезона 1955, а затем машину перепрофилировали в версию Stromlinienwagen. На этом варианте в 1955 году на Гран-при Италии британец Стирлинг Мосс сошёл, но смог показать лучшее время круга.
В 1965 году компания Mercedes-Benz подарила автомобиль музею гоночной трассы в Индианаполисе, а спустя 59 лет с машиной решили расстаться, чтобы выручить деньги на реставрацию других экспонатов. В 2024 году на торгах RM Sotheby's в Штутгарте первый W 196 R с кузовом Stromlinienwagen (и один из всего четырёх автомобилей такого типа), когда-либо предложенный частным лицам, был продан неназванному клиенту за €51 155 000. Это самый дорогой гоночный автомобиль в истории и второй по стоимости.
Ferrari 330 LM / 250 GTO by Scaglietti 1962 года — $51 705 000
К концу 1961 года Ferrari начала разрабатывать замену для успешного 250 GT SWB. В то время Short Wheelbase Berlinetta была доминирующей силой, но прекрасный спортивный гоночный автомобиль всё сильнее приближался к своим пределам. Поскольку платформа 250 GT уже хорошо себя зарекомендовала за шесть лет участия в гонках, её в 1962 году решили просто модернизировать. Выдающемуся инженеру Джотто Биццаррини было поручено дальнейшее усовершенствование машины — большая часть его усилий была сосредоточена на разработке нового аэродинамичного кузова.
Купе 1962 года с шасси 3765 оказалось единственной машиной заводской команды с 4,0-литровым 390-сильным V12 в сочетании с 5-ступенчатой механической коробкой передач. Спорткар победил в своём классе и занял второе место в общем зачёте гонки «1000 км Нюрбургринга» 1962 года. Под управлением Майка Паркса и Лоренцо Бандини из Scuderia Ferrari двухдверка участвовала в марафоне «24 часа Ле-Мана» 1962 года.
После карьеры в заводской команде машина была продана частному клиенту, который продолжал участвовать в гонках и модернизировать 250 GTO с помощью заводских инженеров. В 2023 году превосходно сохранившийся экземпляр с задокументированной историей был продан в Нью-Йорке на торгах RM Sotheby's. Неназванный покупатель выложил за машину $51 705 000, сделав её самой дорогой Ferrari в истории.
Ferrari 250 GTO by Scaglietti 1962 года — $48 405 000
Один из самых аутентичных и оригинальных среди всех экземпляров GTO; один из четырёх автомобилей, модернизированных Scaglietti в тот период до версии Series II GTO/64; один из семи спорткаров когда-либо получивших этот кузов; победитель гонки Targa Florio 1964 года в своём классе, что позволило Ferrari в том сезоне выиграть Международный чемпионат производителей в классе GT. Все эти регалии относятся к спорткару Ferrari 250 GTO by Scaglietti 1962 года.
Шасси 3413 — экземпляр уникальный, поскольку ни до, ни после завод Ferrari не строил собственными силами на базе дорожной машины спорткар, в котором объединялись бы черты сразу нескольких моделей и эксклюзивные детали, созданные под конкретный автомобиль.
В итоге получился один из самых интересных Ferrari 250 GTO, первым владельцем которого стала миссис Арнальде Коломбо, которая приобрела автомобиль для своего мужа, знаменитого итальянского гонщика Эдоардо Луальди-Габарди — одного из самых харизматичных и успешных независимых гонщиков той эпохи и личного друга Энцо Феррари, который неизменно получал от завода самые лучшие, особенные автомобили.
Не без успеха выступая в гонках, сменив нескольких владельцев и претерпев ряд модернизаций, в 2018 году в Монтерее на аукционе RM Sotheby's исторический автомобиль обрёл нового хозяина. Традиционно для подобных торгов неназванный клиент купил машину за $48 405 000.
Ferrari 250 GTO Berlinetta 1962 года — $38 115 000
За всё время производства модели Ferrari 250 GTO завод в Маранелло сделал 39 экземпляров этого культового спорткара. Четыре из 35 автомобилей с кузовом в стиле 1962-63 годов были позже переделаны в версию GTO 1964 года, так что из оригинальных моделей сохранилось 31 купе. Из них 28 имеют исполнение 250 GTO с 3,0-литровым V12, а оставшиеся три — это 330 GTO с 4,0-литровым мотором.
В 2014 году на торгах Bonhams в Кармеле с молотка был пущен 17-й экземпляр модели 250 GTO. Он был построен в конце 1962 года, а в 1963-м прошёл модернизацию на заводе.
Шасси 3851GT досталось прославленному французскому пилоту Джо Шлессеру, который выступал в гонках вместе со своим другом Анри Орейлером. Увы, уже во второй гонке на новой машине Орейлер попал в смертельную аварию.
После гибели Анри спорткар вернули Ferrari. Восстановленное и доработанное купе продали итальянскому гонщику Паоло Коломбо, который после нескольких стартов в гонках перепродал автомобиль своему соотечественнику Эрнесто Прино. В 1964-м уже он, поучаствовав в ряде состязаний, вновь разбил машину.
Эрнесто собирался переставить V12 со спорткара на свой катер, но в итоге у Прино битую Ferrari купил молодой фанат марки Фабрицио Виолати. Отпрыск богатой семьи со значительными деловыми интересами в сельском хозяйстве, розливе и дистрибуции минеральной воды под маркой Ferrarelle, Фабрицио стал четвёртым владельцем шасси 3851GT. Виолати купил машину втайне от родителей и утверждал, что выезжал на своём GTO только по ночам.
Позднее дружбу с молодым поклонником марки водил сам Энцо Феррари, а машина оставалась у Фабрицио Виолати до его смерти в 2010 году. Наследники итальянца в итоге решили продать Ferrari 250 GTO Berlinetta, которая 49 лет находилась в одних руках. Спорткар с блестящей историей, состояние которого эксперты описали как «ухоженный оригинальный, а не восстановленный автомобиль», в итоге продали за $38 115 000.
Хотя в списке самых дорогих автомобилей встречаются и современные модели, такие как болид Формулы 1 Mercedes F1 W04 (2013) за $18 815 000 или Bugatti Chiron Profilee (2022) за $10 894 900, они уступают в цене историческим спорткарам. Это объясняется не только их возрастом, но и уникальной гоночной историей, которая делает их по-настоящему культовыми. Сейчас львиная доля эксклюзивных моделей редко покидает гаражи частных коллекций. Это не добавляет им цены и ценности.
Самые дорогие автомобили в России: топ-10 с ценами и оснащением