Первым делом — самолёты: технологии, пришедшие в автопром из авиации
Этапы истории автомобиля по большей части связаны с моментами массового внедрения тех или иных прогрессивных идей в отрасли. Рассказываем об авиационных технологиях, незаметно перекочевавших в повседневную жизнь миллионов автовладельцев.
Впрыск топлива
Инжекторная подача горючего в мотор используется абсолютно на всех выпускаемых сейчас двигателях внутреннего сгорания. Силовые агрегаты с карбюраторным типом питания делают сейчас небольшими партиями разве что для ремонта старых моделей машин.
Изначально впрыск топлива нашёл своё применение в авиации. Карбюраторы использовались в самолётах на протяжении десятилетий, но после Второй мировой войны конструкторы начали массово переходить на системы впрыска, так как они работали надёжнее на больших высотах и при резких манёврах. Первые механические системы впрыска были далеки от современных электронных аналогов, но уже тогда обеспечивали более стабильную подачу топлива. В автопроме массовое применение инжекторных систем началось в 1980-х годах.
Турбонаддув
Большинство современных легковых авто, как и практически все грузовые, оснащаются моторами с системой турбонаддува. Она использует энергию выхлопных газов для принудительной подачи дополнительного воздуха в цилиндры. Такой технический приём позволяет получать повышенную мощность от мотора небольшого объёма и обеспечивать достаточно высокие экологические параметры двигателя.
С системами наддува инженеры начали экспериментировать ещё в конце XIX века, в том числе Готлиб Даймлер и Рудольф Дизель. Однако первым запатентовал систему турбонаддува в 1911 году Альфред Бюхи в США. В 1930-х годах турбонагнетатели начали применяться в авиации США и Европы. В 1938 году американские ВВС оснастили истребители и бомбардировщики двигателями с турбонаддувом.
В 1960-х турбонаддув пришёл в легковой автопром. Первые массовые модели с турбомоторами появились у Chevrolet и Oldsmobile.
Проекционный дисплей
Сейчас такие системы массово используются на автомобилях многих марок и не считаются чем-то удивительным. Впервые подобные дисплеи в автопроме в конце 1980-х применили японцы из Nissan и американский Oldsmobile.
Прототип проекционного дисплея впервые использовали на британских истребителях в конце 1930-х годов, а полноценные системы были внедрены в ВВС Великобритании к 1942 году. Тогда инженеры разработали способ отображения на лобовом обтекателе кабины истребителя изображения прицела курсовых пулемётов и метки цели с экрана бортового радара. В послевоенные годы системы проекции информации получили широкое распространение на самолётах и вертолётах, а затем перекочевали в гражданскую авиацию и автопром.
Алюминий в автопроме
Алюминий не зря называют «крылатым металлом». Авиаконструкторы оценили прочность и малый вес деталей из его сплавов ещё во времена Первой мировой войны. В 1917 году талантливый немецкий авиаконструктор Хуго Юнкерс создал и наладил выпуск истребителя Junk J1, чей корпус был полностью выполнен из дюралюминия. На фоне самолётов с фанерными и брезентовыми конструкциями, немецкая боевая машина считалась «летающим танком».
Автостроители тех времён тоже знали о свойствах алюминия, но из-за его дороговизны массовое применение было невозможно. Лишь единичные гоночные болиды и моторы получали алюминиевые элементы.
Первым серийным автомобилем с широким применением алюминия стал Land Rover Series I (1948), созданный в условиях дефицита стали в Великобритании. В 1994 году концерн VW выпустил первую в мире серийную Audi A8 с полностью алюминиевым кузовом.
Парковочный радар
Сейчас даже относительно бюджетные модели легковушек штатно оснащаются системами автоматической парковки, адаптивного круиз-контроля и аналогичными технологиями. В основе этих «умных» опций лежит работа радарных датчиков, установленных по периметру кузова.
Идея подобных приборов впервые была реализована в авиации. Первые радиовысотомеры появились ещё до Второй мировой войны, но их активное применение началось в 1947 – 1950-х годах. Эти устройства измеряли расстояние от летящего самолёта до земли и были особенно полезны при снижении и посадке в сложных погодных условиях.
Первые автомобильные парктроники с ультразвуковыми датчиками появились в 1978 году на премиальных немецких седанах. Системы на основе радиолокации начали устанавливаться на автомобили после 2011 года, что дало толчок развитию адаптивного круиз-контроля и систем помощи водителю.
Разумеется, развитие технической мысли идёт параллельно во всех областях науки и промышленности. Однако «прорывы» в одних отраслях порой активно раскрываются в других. Взаимосвязь авиационных технологий с автопромом наглядно иллюстрирует этот феномен.