От Москвы до Берлина. Автомобили на дорогах Великой Отечественной: фото и факты

Slide 1 of 15
К началу Великой Отечественной Войны в Красной Армии насчитывалось 272,6 тысяч автомобилей. Из них 27 тысяч грузовиков — ГАЗ-АА, ГАЗ-ААА, ГАЗ-ММ, ЗИС-5 и ЗИС-6 — находились непосредственно в автомобильных войсках.
1/15
К началу Великой Отечественной Войны в Красной Армии насчитывалось 272,6 тысяч автомобилей. Из них 27 тысяч грузовиков — ГАЗ-АА, ГАЗ-ААА, ГАЗ-ММ, ЗИС-5 и ЗИС-6 — находились непосредственно в автомобильных войсках. 
© Борис Антонов/РИА Новости
По состоянию на 22 июня 1941 года в Советской Армии было 19 автомобильных полков. Каждое такое подразделение было отдельным или входило в автобригаду и включало в среднем 4-6 автотранспортных батальона по 169 автомобилей в каждом. Автомобильный полк использовался главным образом как средство фронтового и Главного командования для осуществления крупных оперативных перевозок войск либо грузов. За один рейс полк мог транспортировать стрелковую дивизию (12 тыс. бойцов).
2/15
По состоянию на 22 июня 1941 года в Советской Армии было 19 автомобильных полков. Каждое такое подразделение было отдельным или входило в автобригаду и включало в среднем 4-6 автотранспортных батальона по 169 автомобилей в каждом. Автомобильный полк использовался главным образом как средство фронтового и Главного командования для осуществления крупных оперативных перевозок войск либо грузов. За один рейс полк мог транспортировать стрелковую дивизию (12 тыс. бойцов). 
© Федор Левшин/РИА Новости
Без преувеличения легендарная «полуторка» ГАЗ-АА (на переднем плане) — самый массовый грузовик Великой Отечественной. С 1941 по 1945 гг. их было выпущено 138 600 штук.
3/15
Без преувеличения легендарная «полуторка» ГАЗ-АА (на переднем плане) — самый массовый грузовик Великой Отечественной. С 1941 по 1945 гг. их было выпущено 138 600 штук.  
© Израиль Озерский/РИА Новости
Наряду с машинами отечественного производства в Советской Армии использовались импортные — американские и канадские автомобили: Studebaker, Ford 6, Dodge M37 (он же «Додж ¾»), Chevrolet, Willys MB и др. Всего по лендлизу СССР получил 143 330 автомобилей. Кроме машин, поставляемых союзниками, советские войска активно использовали и захваченную в боях трофейную технику.
4/15
Наряду с машинами отечественного производства в Советской Армии использовались импортные — американские и канадские автомобили: Studebaker, Ford 6, Dodge M37 (он же «Додж ¾»), Chevrolet, Willys MB и др. Всего по лендлизу СССР получил 143 330 автомобилей. Кроме машин, поставляемых союзниками, советские войска активно использовали и захваченную в боях трофейную технику. 
© Евгений Халдей/РИА Новости
В Красную армию «Виллисы» стали массово поступать с лета 1942 года. Надёжные, компактные джипы сразу же нашли себе применение как командирские автомобили и тягачи 45 мм противотанковых пушек. Всего до конца войны в СССР было их было поставлено более 52 тысяч. Причём часть из них была собрана, как сказали бы сейчас — методом крупноузловой сборки — на заводах в Коломне и Омске.
5/15
В Красную армию «Виллисы» стали массово поступать с лета 1942 года. Надёжные, компактные джипы сразу же нашли себе применение как командирские автомобили и тягачи 45 мм противотанковых пушек. Всего до конца войны в СССР было их было поставлено более 52 тысяч. Причём часть из них была собрана, как сказали бы сейчас — методом крупноузловой сборки — на заводах в Коломне и Омске.  
© Яков Халип/РИА Новости
Studebaker US6 — не только самый массовый грузовик, поставляемый в СССР по лендлизу, но и основное средство транспортировки реактивных установок «Катюша» БМ-13Н, БМ-13НС и БМ-31-12.
6/15
Studebaker US6 — не только самый массовый грузовик, поставляемый в СССР по лендлизу, но и основное средство транспортировки реактивных установок «Катюша» БМ-13Н, БМ-13НС и БМ-31-12. 
© Галина Санько/РИА Новости
В кадре — немецкий лёгкий многоцелевой заднеприводный армейский автомобиль Volkswagen Тур 82 (Kuebelwagen). Этот неприхотливый и выносливый трофей в годы войны нередко использовали младшие советские командиры, разведчики и связисты.
7/15
В кадре — немецкий лёгкий многоцелевой заднеприводный армейский автомобиль Volkswagen Тур 82 (Kuebelwagen). Этот неприхотливый и выносливый трофей в годы войны нередко использовали младшие советские командиры, разведчики и связисты.  
© Анатолий Григорьев/РИА Новости
Еще один военный трофей — Opel Kapitän первого поколения. В данном случае выпускавшийся с 1938 по 1940 гг. немецкий кабриолет оказался на службе командующего 1-м Украинским фронтом Героя Советского Союза маршала Ивана Конева, войска которого освобождали Прагу от немецких войск 9-12 мая 1945 года. Немало таких «Опелей» — в основном, правда, двух и четырёхдверных седанов — после войны попало и в СССР.
8/15
Еще один военный трофей — Opel Kapitän первого поколения. В данном случае выпускавшийся с 1938 по 1940 гг. немецкий кабриолет оказался на службе командующего 1-м Украинским фронтом Героя Советского Союза маршала Ивана Конева, войска которого освобождали Прагу от немецких войск 9-12 мая 1945 года. Немало таких «Опелей» — в основном, правда, двух и четырёхдверных седанов — после войны попало и в СССР. 
© Анатолий Егоров/РИА Новости
«Дорога Жизни» — единственная военно-стратегическая магистраль, проходившая через Ладожское озеро и связывающая с сентября 1941 года по март 1943 осаждённый немецкими войсками Ленинград. В первую блокадную зиму в Северную Столицу по ней было доставлено свыше 360 тысяч тонн грузов, переправлены с полным вооружением 11-я, 80-я, 115-я, 117-я, 198-я и 265-я стрелковые дивизии и эвакуированы 539 400 человек.
9/15
«Дорога Жизни» — единственная военно-стратегическая магистраль, проходившая через Ладожское озеро и связывающая с сентября 1941 года по март 1943 осаждённый немецкими войсками Ленинград. В первую блокадную зиму в Северную Столицу по ней было доставлено свыше 360 тысяч тонн грузов, переправлены с полным вооружением 11-я, 80-я, 115-я, 117-я, 198-я и 265-я стрелковые дивизии и эвакуированы 539 400 человек.  
© РИА Новости (Кадр из фильма Романа Кармена "Блокада Ленинграда")
С 1943 года автомобильная промышленность СССР стала производить новые типы армейских автомашин. В частности, на Московском автомобильном заводе в короткий срок был освоен выпуск полугусеничных тягачей ЗИС-42.
10/15
С 1943 года автомобильная промышленность СССР стала производить новые типы армейских автомашин. В частности, на Московском автомобильном заводе в короткий срок был освоен выпуск полугусеничных тягачей ЗИС-42.  
© Николай Максимов /РИА Новости
БА-64 — лёгкий бронеавтомобиль на базе первого советского серийного внедорожника ГАЗ-64. Броневик спроектировали в начале войны в конструкторским бюро под руководством Виталия Грачёва и с апреля 1942 до 1946 года выпустили на заводе в Горьком 9070 экземпляров.
11/15
БА-64 — лёгкий бронеавтомобиль на базе первого советского серийного внедорожника ГАЗ-64. Броневик спроектировали в начале войны в конструкторским бюро под руководством Виталия Грачёва и с апреля 1942 до 1946 года выпустили на заводе в Горьком 9070 экземпляров.  
© Ольга Ландер/РИА Новости
Сентябрь 1944 года. Военная регулировщица на улице Бухареста. В кадре — первый советский лимузин ЗИС-101А. Эту машину часто использовали высшие командиры и руководящие органы послевоенной администрации.
12/15
Сентябрь 1944 года. Военная регулировщица на улице Бухареста. В кадре — первый советский лимузин ЗИС-101А. Эту машину часто использовали высшие командиры и руководящие органы послевоенной администрации.  
© Михаил Трахман/РИА Новости
Поставлявшаяся по ленд-лизу амфибия GPA выпускалась компанией Ford. C 1942 по 1943 год СССР получил более 2000 таких автомобилей. В кадре — советские части форсируют реку Одер в ходе Висло-Одерской стратегической наступательной операции 12 января — 3 февраля 1945 года.
13/15
Поставлявшаяся по ленд-лизу амфибия GPA выпускалась компанией Ford. C 1942 по 1943 год СССР получил более 2000 таких автомобилей. В кадре — советские части форсируют реку Одер в ходе Висло-Одерской стратегической наступательной операции 12 января — 3 февраля 1945 года. 
© Александр Боровский/РИА Новости
В годы войны на автомобильных заводах помимо выпуска машин было налажено производство танков, артиллеристских установок и других видов военной техники. СУ-76 (в кадре слева) — самая массовая советская САУ периода ВОВ. Из почти 15 тысяч установок 9133 были сделаны на Горьковском автозаводе.
14/15
В годы войны на автомобильных заводах помимо выпуска машин было налажено производство танков, артиллеристских установок и других видов военной техники. СУ-76 (в кадре слева) — самая массовая советская САУ периода ВОВ. Из почти 15 тысяч установок 9133 были сделаны на Горьковском автозаводе.  
© Леонид Коробов/РИА Новости
Общая численность автомобильного парка Советской Армии к концу войны составляла 664,5 тысяч автомобилей (58,1% — отечественные, 32,8% — импортные, 9,1% — трофейные). Всего в ходе войны перевезено свыше 101 млн тонн различных грузов. За самоотверженный труд тысячи автомобилистов награждены орденами и медалями, а восьмерым присвоено звание Героя Советского Союза. На фото Леонид Иванович Баркович, работавший на «Дороге жизни» и вывозивший людей из блокадного Ленинграда по Ладожскому озеру.
15/15
Общая численность автомобильного парка Советской Армии к концу войны составляла 664,5 тысяч автомобилей (58,1% — отечественные, 32,8% — импортные, 9,1% — трофейные). Всего в ходе войны перевезено свыше 101 млн тонн различных грузов. За самоотверженный труд тысячи автомобилистов награждены орденами и медалями, а восьмерым присвоено звание Героя Советского Союза. На фото Леонид Иванович Баркович, работавший на «Дороге жизни» и вывозивший людей из блокадного Ленинграда по Ладожскому озеру.  
© М. Каше/РИА Новости

Во Второй Мировой участвовало не только невиданное до этого число людей, но и сотни тысяч автомобилей. Машины служили для подвоза и эвакуации личного состава, буксировки орудий, комплектации различной военной техники и вооружения, в том числе установок реактивной артиллерии, полевых электростанций, средств заправки и подвижных ремонтных мастерских, чем внесли свой неоценимый вклад в Победу.