Как правильно возить детей в автомобиле
Взрослому человеку в машине достаточно пристегнуться штатным ремнём безопасности, но в отношении самых маленьких пассажиров существует целый свод требований для автомобильных поездок. Разбираемся, как безопасно и без нарушений ПДД возить детей в машине.
Законодательные требования и правила перевозки детей
В России перевозка детей в машине регулируется правилами дорожного движения, в частности пунктом 22 ПДД «Перевозка людей». В этом разделе прописаны требования как к водителям, так и к транспортным средствам, которые используются для пассажирских перевозок. Отдельные положения касаются того, как перевозить детей в автомобиле.
Согласно пункту 22.9, все юные пассажиры делятся на три категории в зависимости от возраста:
- Дети младше 7 лет
- Дети от 7 до 11 лет включительно
- Дети старше 12 лет
К каждой группе предъявляются свои требования, но независимо от возраста перевозить ребёнка в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля можно только при наличии ремней безопасности либо детской удерживающей системы Isofix. Они должны надёжно фиксировать детские удерживающие устройства (ДУУ).
Что такое детское удерживающее устройство
Само понятие детских удерживающих устройств прописано в правилах ООН № 44-04. Документ описывает ДУУ как «совокупность элементов, которая может включать комплект лямок или гибких компонентов с пряжками, устройства регулировки и крепления и в некоторых случаях такое дополнительное устройство, как детская люлька, съёмное детское кресло, дополнительное сиденье и/или противоударный экран, который может быть прикреплён к кузову механического транспортного средства».
ПДД требуют использования детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребёнка.Так что с его взрослением придётся менять ДУУ. Правила ООН делят устройства на пять групп в зависимости от веса ребёнка:
- Группа 0 — для детей массой менее 10 кг (обычно это дети до полугода ростом до 70 см)
- Группа 0+ — для детей массой менее 13 кг (до года, рост до 75 см)
- Группа I — для детей массой от 9 до 18 кг (от 9 месяцев до 4 лет, рост 75-110 см)
- Группа II — для детей массой от 15 до 25 кг (от 3 до 7 лет, рост 95-150 см)
- Группа III — для детей массой от 22 до 36 кг (от 6 до 12 лет, рост 130-135 см)
В свою очередь детские удерживающие системы (ДУС) ISOFIX делятся на семь классов размера:
- A − ISO/F3 — полноразмерная ДУС для детей младшего возраста, устанавливаемая по направлению движения
- B − ISO/F2 — среднеразмерная ДУС для детей младшего возраста, устанавливаемая по направлению движения
- B1 − ISO/F2X — среднеразмерная ДУС для детей младшего возраста, устанавливаемая по направлению движения
- C − ISO/R3 — полногабаритная ДУС для детей младшего возраста, устанавливаемая против направления движения
- D − ISO/R2 — среднегабаритная ДУС для детей младшего возраста, устанавливаемая против направления движения
- E − ISO/R1 — ДУС для младенцев, устанавливаемая против направления движения
- F − ISO/L1 — ДУС, устанавливаемая в боковом положении слева (переносная)
- G − ISO/L2 — ДУС, устанавливаемая в боковом положении справа (переносная)
Как перевозить детей разного возраста
При этом дети до 7 лет перевозятся исключительно в автокреслах как на переднем (если такой вариант допускает производитель ДУУ), так и на заднем сиденьях автомобиля.
Дети от 7 до 11 лет на передних креслах могут ездить исключительно с использованием ДУУ, тогда как на заднем сиденье уже можно ограничиться штатным ремнем безопасности, если ребёнок выше 150 см и весит от 36 кг.
А дети от 12 лет могут спокойно сидеть на любом месте в автомобиле (естественно, кроме водительского), зафиксированные заводским ремнём безопасности.
На мотоцикле же могут ездить дети только 12 лет и старше, причём исключительно на заднем сиденье. Ребёнок младше 12 лет не может быть пассажиром мотоцикла, поскольку это напрямую запрещено ПДД.
Правила дорожного движения также категорически запрещают перевозку детей любого возраста в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой, даже оборудованной для перевозки людей.
Какими бывают детские автокресла
Все автокресла делятся на:
- «Универсальные», которые можно устанавливать на любые транспортные средства;
- «Ограниченного использования» — для применения только на предусмотренных сиденьях в конкретных типах машин, определённых либо изготовителем детского удерживающего устройства, либо изготовителем транспортного средства;
- «Полууниверсальные» кресла и кресла «конкретного транспортного средства», которые можно устанавливать только на прописанные в документах машины.
Большинство представленных на рынке удерживающих устройств относятся к категории универсальных, а полууниверсальные и кресла «конкретного транспортного средства» обычно встречаются в каталогах фирменных аксессуаров для автомобилей.
Очень редко, но бывают и встроенные детские устройства, которые предусмотрены конструкцией машины и получаются за счёт трансформации штатных сидений.
Как правильно устанавливать детские автокресла
Порядок установки детских удерживающих устройств прописан в инструкции к конкретному автокреслу, поэтому необходимо внимательно изучать документацию. Крепления ДУУ в машине подразумевают использование штатных ремней безопасности или фиксирующих скоб Isofix, интегрированных в силовую структуру транспортного средства.
Располагаться детские кресла могут по-разному, в зависимости от конструкции авто и возраста ребёнка. В частности, автокресла могут устанавливаться перпендикулярно ходу движения, против хода движения и по ходу движения.
Боком обычно располагают люльки группы 0, в которых перевозятся груднички — для их максимальной защиты кресло ставится поперёк салона, а конструкция позволяет легко снимать люльку и использовать для переноски ребёнка вне автомобиля.
Детские кресла группы 0+ подразумевают полулежачее положение ребёнка, а их крепление традиционно предусматривает установку спинкой вперёд. В момент столкновения или просто резкого торможения спинка кресла поглощает энергию удара и минимизирует перемещение головы ребёнка, уберегая его от травм.
Все остальные удерживающие устройства предполагают установку лицом по ходу движения, но в зависимости от возраста ребёнка конструкция ДУУ может иметь дополнительные защитные элементы живота и головы, развитые ремни для фиксации туловища и конечностей.
Встроенные клипсы Isofix позволяют жёстко фиксировать кресло в правильном положении за счёт невозможности ошибиться при установке — замки на детском кресле и скобы на автомобильном сиденье просто не позволят поставить ДУС неправильно.
Необходимо тщательно изучать инструкцию и неукоснительно выполнять все её требования — установленное с ошибками кресло не просто не защитит ребёнка, но и может нанести дополнительные травмы. В машинах без Isofix роль в креплении играют штатные ремни безопасности автомобиля, которые фиксируют кресло, внутри которого ребёнок пристёгивается уже встроенными в ДУУ ремнями.
В автокреслах групп II и III, рассчитанных на достаточно крупных детей, применяется комбинированный способ крепления. В автомобиле ДУС фиксируется при помощи системы Isofix, а дополнительно крепится штатным ремнём безопасности — правильно пропущенный через крепления ремень с преднатяжителем эффективно защищает удерживающее устройство от перемещения в случае экстренной ситуации.
Когда менять летние шины на зимние
Подушка безопасности и детское кресло
Если автомобиль оснащён подушкой переднего пассажира, то перед установкой детского кресла на первом ряду необходимо изучить руководство по эксплуатации машины или как минимум найти информационные наклейки.
Стикеры, которые обычно располагаются в районе багажника или в торце передней панели, видимые при открытой передней двери со стороны пассажира, сообщают, необходимо ли деактивировать подушку безопасности при наличии ДУУ на сиденье или же можно перевозить детей с включенной подушкой.
Обычно установка кресел группы 0 и группы 0+ на переднее кресло требует отключения подушки безопасности и максимального перемещения сиденья, на которое ставится детское кресло, назад, чтобы дополнительно защитить малыша.
Что касается выбора места для установки детского кресла, то на этот счёт никаких однозначных рекомендаций нет. Максимально безопасным является расположение посередине заднего ряда, где ребёнок будет защищён со всех сторон. Вторым по степени защищённости считается место позади кресла водителя — предполагается, что в случае опасной ситуации человек за рулём будет инстинктивно уводить себя из-под удара. Но в большинстве случаев детское кресло устанавливается так, чтобы водителю было удобно следить за маленьким пассажиром — обычно это или сиденье спереди, или место сзади справа.
По статистике ДТП, второй ряд сидений на 75% безопаснее переднего кресла, а расположение по центру заднего ряда на 25% безопаснее боковых мест.
Можно ли использовать бустеры и адаптеры
Многие водители используют бустеры. Правила ООН описывают их как «частичное удерживающее устройство. Это кресло-подставка без спинки, задача которого приподнять ребенка над сиденьем, чтобы штатный ремень безопасности проходил не через шею, а через плечо.
ПДД допускают такие устройства. Бустер поможет избежать травм в случае лобового столкновения, однако он не защитит от удара бокового.
А вот адаптеры — тряпичные лямки или треугольники с кнопками, которые якобы позволяют оптимизировать положение ремней безопасности на теле ребёнка — под запретом. Они были допустимы до 2014 года, однако выяснилось, что уровень защиты маленьких пассажиров они не повышают. Теперь их использование грозит водителю штрафом как за перевозку ребёнка вовсе без детского автокресла.
Как выбрать автокресло для ребёнка
Основным критерием при подборе детского кресла является соответствие его размеров росту и весу ребёнка. Именно эти факторы напрямую влияют на безопасность. ДУУ надо подбирать с учётом массы и роста, а не возраста. Ребёнку должно быть удобно в кресле, застёгнутые ремни не должны доставлять дискомфорта.
Все детские удерживающие устройства должны соответствовать сертификационным требованиям ЕСЕ 44-04 или ECE 129 i-Size, в которых прописаны критерии к ДУУ и необходимые для одобрения испытания. Несмотря на то, что наличие сертификатов на детское кресло необязательно для водителя, ему стоит озаботиться получением документа от продавца.
В техническом регламенте «О безопасности колёсных транспортных средств» ТР ТС 018/2011 указаны требования к испытаниям, которые проводятся аккредитованными лабораториями — если автокресло прошло проверку, оно получает соответствующую бирку. Подлинность сертификатов можно уточнить через сайт Федеральной службы по аккредитации.
При покупке детского автомобильного кресла необходимо обратить внимание на:
- Наличие сертификата
- Упоминание в сертификате использования нетоксичных материалов
- Отсутствие повреждений на металлических частях и креплениях
- Отсутствие торчащих ниток на ремнях безопасности
- Отсутствие повреждений на обшивке и пластиковой основе
Кресла лучше приобретать в крупных торговых сетях, где гарантируют качество продукции. К товарам с рынков и онлайн-сайтов нужно подходить с осторожностью, проверяя наличие необходимых документов и разрешений, а также, естественно, сертифкатов. Предпочтительно выбирать продукцию именитых марок — например, Recaro, Cybex, Maxi-Cosi, Romer, Nania, Coletto, 4baby, Cosatto, Britax, Peg-Perego и Osann.
Теоретически ничто не запрещает покупку б/у удерживающих устройств, что позволит сэкономить, но лучше этого избегать — никто не гарантирует, что они не побывали в ПДД и не получили незаметных глазу повреждений, которые снижают безопасность ребёнка в поездке.
Если ребёнок имеет ограниченные возможности по здоровью, его тем более необходимо перевозить в детском кресле. В таком случае следует подбирать специализированные удерживающие устройства — компании Hernik, Thomashilfen, Symphony, Marubishi, LIW выпускают ДУС для детей-инвалидов и детей, которые проходят реабилитацию после полученных травм и лечения.
Штрафы за неправильную перевозку детей
Требования к перевозке детей прописаны в ПДД, а ответственность за их нарушение — в Кодексе об административных правонарушениях, где в статье 12.23 «Нарушение правил перевозки людей» сразу четыре пункта касаются детей-пассажиров. Организованная перевозка группы детей автобусами и нарушение требований к перевозке детей в ночное время по большей части касаются должностных и юридических лиц.
А вот нарушение требований к перевозке детей, установленных Правилами дорожного движения, влечёт наложение административного штрафа на водителя в размере 3000 рублей; на должностных лиц — 25 000 рублей; на юридических лиц — 100 000 рублей.
Нарушением считается не только отсутствие детского кресла, но и неподходящее ребёнку ДУУ, неправильно пристёгнутый ребёнок, установленное с ошибками автокресло, перевозка более одного ребёнка в ДСУ, а также использование несертифицированного детского кресла.
Водителям такси, которые согласятся везти ребёнка без специального удерживающего устройства, и вовсе может грозить уголовная ответственность по статье 238 УК «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей». Ответственность жестокая — штраф в размере до 300 000 рублей, либо обязательные работы на срок до 360 часов, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо принудительные работы на срок до двух лет, либо даже лишение свободы на тот же срок.
Советы по перевозке детей в автомобиле
Использование детских автокресел, по статистике, снижает смертность юных пассажиров на 54%, риск травмирования — на 76%, а тяжёлых травм — сразу на 92%. Именно поэтому удерживающие устройства обязательны, причём не только в дальних путешествиях, но и в коротких поездках по городу, где происходит основная доля аварий.
Чтобы снизить дискомфорт и повысить безопасность ребёнка, необходимо:
- Подбирать автокресло под рост и вес ребёнка
- Блокировать двери, чтобы их невозможно было открыть изнутри
- Распланировать график движения с периодическими остановками на 5-10 минут для физической разминки
- Подбирать комфортную одежду, которая защищала бы тело от натирания ремнями
- Соблюдать привычный ребёнку режим дня
- Принимать пищу и пить только во время остановок
- Занять ребёнка аудиокнигами, видеороликами, игрушками
Для безопасности ребёнка в дороге важно создать ему комфортную обстановку. Родители должны позаботиться о том, чтобы обеспечить наличие всех необходимых элементов безопасности и обеспечить их правильное использование.