Может ли антифриз замёрзнуть зимой и как этого избежать

В слове «антифриз» зашифрована основная задача этой жидкости — не замерзать при минусовых температурах на улице. Но как справляется с морозами несвежий антифриз? Не зря же автопроизводители рекомендуют менять его в машине каждые 2-3 года!

Может ли антифриз замёрзнуть зимой и как этого избежать
© Рамблер

Вопросы по поводу реальных рабочих свойств антифриза порой возникают у владельцев автомобилей с уже истёкшим сроком заводской гарантии. Пока машина регулярно проходит техобслуживание в соответствии с регламентом автопроизводителя, у неё меняют всё что положено. По окончании этого периода любые замены расходников (в том числе и антифриза) и деталей — исключительно на совести владельца автомобиля.

Который со временем наверняка задумывается, а вдруг охлаждающая жидкость начнёт замерзать зимой, если долго её не менять? Ведь если она превратится в лёд, двигатель выйдет из строя и потребует серьёзного ремонта. Неспроста же во всех руководствах по эксплуатации машин рекомендуется делать это каждые несколько лет.

© iStock / Getty Images

Подобного рода тревога у автовладельцев возникает исключительно по причине неосведомлённости в свойствах охлаждающих жидкостей.

Из чего состоят антифризы

Все они — смесь дистиллированной воды с этиленгликолем (антифризы типа G11, G12, G12+ и G12++), либо с пропиленгликолем (антифриз G13). В этот раствор также добавляются присадки, предотвращающие коррозию, возникновение пены, противостоящие кавитационным явлениям и прочие. Но за «незамерзаемость» охлаждающей жидкости отвечают именно гликоли.

Почему для современных моторов не нужно искать «зимнее» масло

В автомобильных антифризах они занимают порядка 54-55%. При такой концентрации в воде гликоля раствор остаётся жидким как минимум до -40 градусов по Цельсию. Если доля органики в нем ниже, он замерзает при более высоких температурах — с 44% гликоля жидкость замерзает уже при -28 по Цельсию, с 34% — при -18 градусах, с 24% — при -11.

© iStock / Getty Images

В общем, чем меньше этиленгликоля (или пропиленгликоля) в антифризе, тем выше вероятность заморозить мотор. Логика подсказывает, что в процессе эксплуатации концентрация гликоля в охлаждающей жидкости падает и, во избежание неприятностей зимой, её положено менять. Гликоль может уходить из системы охлаждения, испаряясь через клапаны сброса повышенного давления — они обычно располагаются либо в крышке заливной горловины радиатора, либо в пробке расширительного бачка.

Как и что мёрзнет на самом деле

Температура превращения воды в пар, как мы все знаем, равна 100 градусам Цельсия. Но у гликолей она намного выше — этиленгликоль закипает при 197 градусах выше нуля по Цельсию, а пропиленгликоль — при 188 градусах. Подавляющее большинство двигателей внутреннего сгорания работают при температурах охлаждающей жидкости, лежащих в диапазоне 90-130 градусов Цельсия.

Это значит, что из антифриза в первую очередь стремится испариться вода, а не гликоль. При исправной системе охлаждения мотора этот процесс если и происходит, то в мизерных масштабах — даже если речь идет о годах эксплуатации машины.

© iStock / Getty Images

При этом, поскольку вода «уходит», концентрация этиленгликоля (или пропиленгликоля) в антифризе только возрастает. Что только увеличивает устойчивость охлаждающей жидкости к замерзанию. Для примера скажем, что при 70% доле этиленгликоля в растворе с водой такая жидкость замёрзнет лишь на антарктическом холоде — при -70 градусах Цельсия.

Заметим, что с дальнейшим ростом концентрации этого гликоля «морозостойкость» его смеси с водой начинает снижаться: 85-процентный раствор может замёрзнуть при -40 градусах, а 100-процентный этиленгликоль превращается в твёрдую субстанцию при -13 градусах мороза. Что касается пропиленгликоля, то он замерзает лишь при -60 по Цельсию.

Теперь самое важное

  1. Старый антифриз со временем становится лишь более устойчивым к морозу.
  2. Такая охлаждающая жидкость может замёрзнуть лишь из-за неправильных действий самого владельца машины — в случае хронической утечки из системы охлаждения.
  3. Антифриз может замёрзнуть, когда вместо ремонта системы автомобилист занимается регулярным доливом либо чистой воды, либо концентрата этиленгликолевого антифриза. Через некоторое время жидкость будет состоять либо из воды (замерзает при 0 градусов), либо на этиленгликоля (замерзает при -13 градусах).
  4. Чтобы избежать замерзания антифриза, не стоит его разбавлять. Нужно полностью менять жидкость согласно регламенту автопроизводителя.

Почему в автомобиле садится аккумулятор и как этого избежать