Может ли антифриз замёрзнуть зимой и как этого избежать
В слове «антифриз» зашифрована основная задача этой жидкости — не замерзать при минусовых температурах на улице. Но как справляется с морозами несвежий антифриз? Не зря же автопроизводители рекомендуют менять его в машине каждые 2-3 года!
Вопросы по поводу реальных рабочих свойств антифриза порой возникают у владельцев автомобилей с уже истёкшим сроком заводской гарантии. Пока машина регулярно проходит техобслуживание в соответствии с регламентом автопроизводителя, у неё меняют всё что положено. По окончании этого периода любые замены расходников (в том числе и антифриза) и деталей — исключительно на совести владельца автомобиля.
Который со временем наверняка задумывается, а вдруг охлаждающая жидкость начнёт замерзать зимой, если долго её не менять? Ведь если она превратится в лёд, двигатель выйдет из строя и потребует серьёзного ремонта. Неспроста же во всех руководствах по эксплуатации машин рекомендуется делать это каждые несколько лет.
Подобного рода тревога у автовладельцев возникает исключительно по причине неосведомлённости в свойствах охлаждающих жидкостей.
Из чего состоят антифризы
Все они — смесь дистиллированной воды с этиленгликолем (антифризы типа G11, G12, G12+ и G12++), либо с пропиленгликолем (антифриз G13). В этот раствор также добавляются присадки, предотвращающие коррозию, возникновение пены, противостоящие кавитационным явлениям и прочие. Но за «незамерзаемость» охлаждающей жидкости отвечают именно гликоли.
Почему для современных моторов не нужно искать «зимнее» масло
В автомобильных антифризах они занимают порядка 54-55%. При такой концентрации в воде гликоля раствор остаётся жидким как минимум до -40 градусов по Цельсию. Если доля органики в нем ниже, он замерзает при более высоких температурах — с 44% гликоля жидкость замерзает уже при -28 по Цельсию, с 34% — при -18 градусах, с 24% — при -11.
В общем, чем меньше этиленгликоля (или пропиленгликоля) в антифризе, тем выше вероятность заморозить мотор. Логика подсказывает, что в процессе эксплуатации концентрация гликоля в охлаждающей жидкости падает и, во избежание неприятностей зимой, её положено менять. Гликоль может уходить из системы охлаждения, испаряясь через клапаны сброса повышенного давления — они обычно располагаются либо в крышке заливной горловины радиатора, либо в пробке расширительного бачка.
Как и что мёрзнет на самом деле
Температура превращения воды в пар, как мы все знаем, равна 100 градусам Цельсия. Но у гликолей она намного выше — этиленгликоль закипает при 197 градусах выше нуля по Цельсию, а пропиленгликоль — при 188 градусах. Подавляющее большинство двигателей внутреннего сгорания работают при температурах охлаждающей жидкости, лежащих в диапазоне 90-130 градусов Цельсия.
Это значит, что из антифриза в первую очередь стремится испариться вода, а не гликоль. При исправной системе охлаждения мотора этот процесс если и происходит, то в мизерных масштабах — даже если речь идет о годах эксплуатации машины.
При этом, поскольку вода «уходит», концентрация этиленгликоля (или пропиленгликоля) в антифризе только возрастает. Что только увеличивает устойчивость охлаждающей жидкости к замерзанию. Для примера скажем, что при 70% доле этиленгликоля в растворе с водой такая жидкость замёрзнет лишь на антарктическом холоде — при -70 градусах Цельсия.
Заметим, что с дальнейшим ростом концентрации этого гликоля «морозостойкость» его смеси с водой начинает снижаться: 85-процентный раствор может замёрзнуть при -40 градусах, а 100-процентный этиленгликоль превращается в твёрдую субстанцию при -13 градусах мороза. Что касается пропиленгликоля, то он замерзает лишь при -60 по Цельсию.
Теперь самое важное
- Старый антифриз со временем становится лишь более устойчивым к морозу.
- Такая охлаждающая жидкость может замёрзнуть лишь из-за неправильных действий самого владельца машины — в случае хронической утечки из системы охлаждения.
- Антифриз может замёрзнуть, когда вместо ремонта системы автомобилист занимается регулярным доливом либо чистой воды, либо концентрата этиленгликолевого антифриза. Через некоторое время жидкость будет состоять либо из воды (замерзает при 0 градусов), либо на этиленгликоля (замерзает при -13 градусах).
- Чтобы избежать замерзания антифриза, не стоит его разбавлять. Нужно полностью менять жидкость согласно регламенту автопроизводителя.
Почему в автомобиле садится аккумулятор и как этого избежать