Какую жидкость обязательно нужно добавлять в бензобак зимой

Зимой двигатель даже совершенно исправного нового автомобиля может неожиданно для владельца заглохнуть или отказаться заводиться — из-за воды в бензобаке. Рассказываем, откуда она там берётся и как с ней бороться.

Какую жидкость обязательно нужно добавлять в бензобак зимой
© Westend61 / Getty Images

Вода в бензобаке — отнюдь не байка «бывалых водителей», а вполне себе реальность. Влага скапливается в баке благодаря простому физическому процессу — конденсации. Бензобак любой машины связан с окружающей атмосферой. Забортный воздух поступает туда по мере расходования топлива, а также в моменты заправки горючим. В воздухе всегда присутствует то или иное количество паров воды: при высокой температуре больше, при низкой – меньше.

Допустим, в баке оказался влажный тёплый воздух — например, во время оттепели. А потом температура на улице понизилась из-за похолодания. При этом «лишняя» влага из находящегося в бензобаке воздуха конденсируется и переходит из газообразного состояния в жидкое, то есть в воду. Многократное повторение этого процесса при температурных скачках через какое-то время приводит к накоплению существенного количества воды в бензине. Особенно если водитель часто ездит с полупустым баком — то есть, когда достаточно велики объемы изначально влажного воздуха.

Чем опасна вода в бензине

Вода имеет гораздо более высокую плотность, чем нефтепродукты. Говоря по-простому, она «тяжелее» бензина. Вода скапливается на дне бака и до поры до времени себя не проявляет. Однако с ростом количества влаги в баке она начинает попадать в бензонасос. Для него это не очень хорошо, поскольку механизм рассчитан на смазку бензином.

© iStock / Getty Images

Вода увеличивает износ трущихся поверхностей, но это лишь полбеды. Когда зимой вода оказывается в шлангах топливопровода — по пути к мотору — мороз превращает её в лёд. Который перекрывает путь бензину и мотор глохнет. Реанимировать машину после этого можно, только поместив её в отапливаемое помещение.

Как бороться с водой в бензине

Ни один автовладелец не может точно ответить на вопросы: есть ли в баке его машины вода, нет ли её там, а если есть — как много… Просто потому, что выяснить это можно, лишь демонтировав бензобак и полностью слив его содержимое. Поэтому надёжнее считать для себя, что какое-то количество влаги там всё-таки есть и периодически предпринимать для удаления простейшие профилактические меры.

Для этого время от времени (например, раз в полгода-год) нужно помимо бензина заливать в бак какую-то субстанцию, которая будет принудительно растворять воду в бензине. Чтобы она в таком виде вместе с топливом отправлялась в мотор и потом вылетала в выхлопную трубу. Двигатель этого даже не заметит: он и так сам постоянно производит воду. Водяной пар — один из продуктов реакции горения бензина.

Вещества, идеально растворяющие воду и при этом отлично смешивающиеся с бензином — спирты. Спирт ещё и горит хорошо — недаром в некоторых странах эксплуатируют машины, работающие на спирту. Для борьбы с водой в баке подойдут такие недорогие спирты как метанол, этанол (всем известный этиловый спирт) и изопропиловый спирт. Метанол считается сильным ядом и потому в свободной продаже его найти сложно.

Чистый этиловый спирт (а нам нужен как можно более концентрированный) в ближайшем магазине тоже не приобретёшь. В итоге оптимальным выбором станет изопропиловый спирт. В концентрации 99,9% он свободно продаётся в хозяйственных и строительных магазинах, на маркетплейсах. Для справки заметим, кстати, что зимой практически каждый автовладелец ежедневно имеет дело с изопропилом: в незамерзающей жидкости стеклоомывателя этого спирта содержится не менее 30%.

Методика изгнания воды из топлива

Для проведения разовой профилактической процедуры удаления воды из бензобака вполне достаточно одного литра чистого изопропила — какой бы паспортный объём у топливного бака конкретной машины ни был. Мы в данном случае ориентируемся не на него, а на потенциальное количество воды в нём.

В общем, запасаемся спиртом и с полупустым баком отправляемся на АЗС. Непосредственно перед (это важно!) началом заправки следует вылить изопропил в бензобак. Чтобы потом струя наливающегося туда топлива тщательно перемешала спирт с остатками старого горючего и присутствующей в нём водой. На этом, собственно, всё. Изопропил свяжет воду, растворив её в бензине, а потом вместе с ней отправится в мотор, где и сгорит.

Теперь самое важное

  1. В бензобаке может скапливаться вода, которая создаёт проблемы для мотора
  2. Чтобы от неё избавиться, следует раз в полгода-год заливать в бак литр чистого изопропилового спирта