Как самостоятельно поменять колесо: порядок действий и меры безопасности
Замена колес на автомобиле — не такой уж и сложный процесс. Тем не менее, вам понадобится физическая сила. Рассказываем, как поменять колесо — или колеса — на машине правильно, какие здесь могут быть подводные камни и что нужно проверить по завершению работ, чтобы спокойно ездить дальше.
Далеко не в каждой автошколе учат, как заменить колеса на машине. Вместе с тем более-менее подробная инструкция как это сделать, есть в руководстве пользователя к вашему автомобилю. По-хорошему этот «учебник» стоит проштудировать еще до того, как вы сядете за руль, и периодически проверять наличие и состояние запаски, а также набора необходимого для её установки инструмента.
К сожалению, не все водители уделяют этим важным вещам должное внимание, надеясь, что в случае прокола всегда можно обратиться в шиномонтаж. Но спасительный сервис не каждый раз есть поблизости, а несколько лишних километров поездки на спущенном колесе могут оказаться губительными не только для шины, но и для деталей подвески.
Умение снять и поставить колесо авто не только может сильно выручить в случае прокола, но и позволяет хорошо экономить.
Располагая комплектами летних и зимних колес в сборе, можно самостоятельно производить их сезонную замену и не платить за услуги шиномонтажа.
Какой инструмент понадобится
Как минимум вам потребуются домкрат и баллонный ключ. Этот стандартный набор обычно входит в комплектацию любой машины, даже той, у которой с завода нет запаски, а присутствует только специальный ремонтный комплект на случай прокола шины.
Домкрат и баллонник могут находиться в специальном органайзере под фальшполом багажника либо закреплены в боковых нишах под съемными панелями. Точно узнать, где и что лежит, опять-таки можно из инструкции по эксплуатации.
К сожалению, штатный баллонный ключ далеко не всегда удобен.
Кроме своего прямого назначения этот инструмент сделан еще и в расчете на то, чтобы не занимать много места в багажнике. Как правило, стоковый ключ имеет короткую ручку, к которой приходится прилагать большое усилие, чтобы открутить колесо.
Кто-то удлиняет рычаг подручными средствами, надевая на ключ кусок трубы или вставляя в его полую ручку металлический пруток. Однако лучше не пользоваться подобными сомнительными изобретениями, а купить и использовать более длинный вороток – 50 см будет в самый раз – и накидную головку подходящего размера. Они не отнимут много места, а силы при замене колеса сэкономят.
То же самое касается и домкрата. Поднимая машину ромбическим или винтовым штатным инструментом, придется изрядно повозиться. Гидравлическим – подкатным или бутылочного типа — домкратом пользоваться куда сподручнее и легче физически. Что особенно актуально, когда вы сами производите сезонные замены колес.
Подкатные подъёмники для больших машин могут оказаться достаточно громоздкими и тяжелыми. А вот бутылочные вполне компактны и, как правило, легко помещаются в подполе багажника.
Выбирая нештатный домкрат любого типа очень важно убедиться, что он выдерживает снаряженную массу автомобиля. Лучше брать модель с некоторым запасом по нагрузке.
Если же вы купили машину на вторичном рынке, желательно не только проверить наличие стандартного набора инструмента, но и убедиться, что баллонный ключ подходит к колесным болтам или гайкам. Мало ли какой крепеж внедрили бывшие владельцы – установили нештатные болты, потому что в ходе ремонта рассверлили резьбу в отверстиях ступиц, или вкрутили в них шпильки.
Если прежний хозяин использовал так называемые «секретки», для отворачивания которых необходима специальная торцевая головка, последняя не только должна иметься в наличии, но и быть исправной.
Наконец, если вместе с автомобилем вам досталось два комплекта колес с разными дисками, не лишним будет убедиться – подходят ли для них одни и те же болты. А если нет – есть ли второй набор крепежа.
Вопрос не праздный. К примеру, длина стандартных болтов для штатных дисков классических «Жигулей» — 27 мм — может оказаться недостаточной для надежного крепления литых или кованых дисков с утолщенной ступичной частью. При этом, если использовать более длинные болты, предназначенные для «литья» в паре с заводскими «штампами», то они будут задевать за детали барабанного тормозного механизма.
Мало того, эти болты отличаются еще и формой головки в месте прилегания к диску. Для литых колес эта часть выполнена конической, а для штампованных – в форме полусферы. Важно учитывать и эти моменты, чтобы прикрученное колесо было точно отцентровано и его затяжка не ослабла со временем.
Какие меры безопасности предпринять, если прокол случился в дороге
Если вы почувствовали или подозреваете, что пробили колесо – понять это можно по внезапно возникшему биению на руле, жестким ударам при наезде на неровности или интенсивным уводам машины в сторону, включите аварийную сигнализацию, снизьте скорость без резкого торможения и покиньте проезжую часть. Если специальной площадки и обочины нет, можно остановиться на крайней правой части дороги.
Не останавливайте автомобиль в местах с ограниченной видимостью – крутых поворотах или сразу после подъемов.
Наденьте светоотражающий жилет. Проследите за тем, чтобы ваши пассажиры не выходили на проезжую часть, а по возможности отошли подальше от дороги.
Установите знак аварийной остановки — на расстоянии как минимум 15 метров от машины в населённых пунктах и 30 метров — вне населённых пунктов или в условиях ограниченной видимости.
Замена колеса: последовательность действий
Постарайтесь найти ровную площадку с твердым покрытием, где вы сможете установить домкрат строго вертикально, и его нижняя опора при попытках поднять автомобиль не провалится в почву. Оба этих условия очень важно соблюсти во избежание падения машины при использовании ромбических, винтовых и бутылочных моделей.
В случае остановки на грунтовке, чтобы домкрат «не провалился», необходимо искусственно увеличить площадь его опоры, подложив под неё кусок доски толщиной 2-3 см. Подобную «подложку» желательно возить с собой, если вы часто съезжаете с асфальта.
К сожалению, найти идеально ровную площадку удается далеко не всегда. Поэтому, для предотвращения скатывания, перед тем как поднимать автомобиль, необходимо поставить его на ручник, на модификациях с механической коробкой включить первую передачу, а на версиях с автоматом — перевести селектор в режим паркинга.
Дополнительно зафиксировать машину помогут специальные противооткатные упоры. Если их нет, под колесо можно подложить оказавшийся под рукой кирпич, камень, деревянный брусок или кусок металлического уголка.
После этого приготовьте запаску. Последняя может находиться не только в багажнике, но и закреплена под днищем машины или на задней двери.
Часто для защиты головок болтов и крепежных гаек литых дисков на них надеты пластиковые колпачки. Если это штатные детали, обычно для их демонтажа машина укомплектована специальным крючком, который, как правило, лежит в багажнике вместе с баллонником и домкратом. Если вы его не нашли, для снятия колпачков можно использовать отвертку с тонким шлицем.
На штампованных дисках могут быть декоративные колпаки, и нередко с элементами, точно копирующими шестигранные головки болтов. Не надо пытаться их откручивать – сломаете. Просто снимите колпак, в нескольких местах аккуратно отжав его внешнюю кромку от диска отверткой.
Только когда убедитесь, что принятые вами меры прочно держат автомобиль на месте и ничто не мешает открутить колесо, можно устанавливать домкрат. Причем не в любой части порога или днища, а в специальных усиленных местах или проушинах, часто отмеченных треугольничками. Это касается машин с несущими кузовами, то есть практически всех моделей легковых авто, минивэнов и кроссоверов.
Многие настоящие внедорожники по умолчанию следует поднимать за раму. В любом случае, информация о расположении точек для подпятника есть в инструкции по эксплуатации машины.
Но и после того, как правильно установите домкрат, не спешите понимать автомобиль. Перед тем, как это сделать, необходимо с помощью баллонного ключа ослабить болты или гайки крепления колеса, просто сорвав их с места, но не откручивая.
Теперь можно плавно и следя за тем, чтобы домкрат не повело, приподнимать машину до тех пор, пока шина не оторвется от земли на 3-5 см. Такой запас необходим для установки полностью накачанного колеса.
Для страховки от возможного падения машины с домкрата не лишним будет положить запасное колесо под порог. Для этих целей более уместно использовать ремонтную стойку, но мало кто возит её с собой.
На следующем этапе полностью откручиваем крепежные болты или гайки и складываем их на чистой поверхности. Можно на листе бумаги, салфетке или резиновом коврике из салона или багажника. Их вообще удобно использовать при подобных работах.
Главное – не бросать крепеж на землю, а тем более в песок.
После отворачивания всех гаек и болтов снимаем колесо со ступицы или шпилек, удерживая последнее по бокам за протектор шины. Если взяться за спицы диска, вы рискуете травмировать пальцы рук о части тормозных механизмов.
Теперь достаем из-под порога запасное колесо, а демонтированное кладем на его место.
Запаску устанавливаем в обратной последовательности. Если каким-то образом на резьбу крепежа попали песок или грязь, аккуратно убираем их салфеткой. А вот специальная смазка колесным болтам и гайкам вопреки расхожему мнению не требуется, и без неё они должны закручиваться от руки.
Если идут туго, чтобы не испортить резьбу, можно использовать баллонный ключ следующим образом – закрутили на два-три витка, открутили назад; повторили операцию, добавив еще несколько оборотов, снова открутили. И так до плотного контакта крепежа с диском.
При окончательной затяжке, которую для равномерного прижатия диска к ступице следует производить до упора по принципам «по диагонали» или «через один», тоже не стоит чрезмерно усердствовать. Для понимания, правильные величины момента затяжки большинства колесных болтов легковых автомобилей находятся в пределах 110-130 Н·м, что эквивалентно силе, с которой масса 10-13 кг давит на рычаг длиной в 1 м.
Перед тем как опускать домкрат, а делать это необходимо столь же плавно и равномерно, как и при подъеме, не забудьте убрать колесо из-под порога. А если нужно надеть колпак, обратите внимание на специальную выточку и изгиб распорной пружины. Их нужно совместить не только между собой, но и с расположенным на диске вентилем для накачки воздуха.
Какие сложности могут возникнуть при замене колеса
На современных автомобилях часто стоят колеса с дисками большого диаметра – 18 и более дюймов. Весят они минимум 20 килограммов. Даже просто снять такое тяжелое колесо с машины и убрать его в багажник далеко не всем по силам, тем более женщинам. Чтобы не надрываться, придется либо голосовать и просить других автомобилистов помочь – здесь у девушек больше шансов — или же аккуратно, с невысокой скоростью тянуть до шиномонтажа.
Если же мы говорим про машины почтенного возраста, нередко бывает так, что их пороги в местах установки домкрата или проушины находятся в очень плачевном состоянии и неизбежно сминаются при попытках поднять кузов. В подобных случаях установить подпятник подъемного приспособления можно под переднюю балку, нижний рычаг, опоры задних амортизаторов или чулок моста. Но в такой ситуации выручат только гидравлические модели домкратов.
Когда не поддаются или туго откручиваются гайка или болт, не надо упорствовать. Удлиняя рычаг баллонного ключа и нажимая на него что есть силы, можно не только сорвать резьбу, но и сломать стержень болта или шпильки. Хорошо если один, а если больше, зафиксировать потом колесо на ступице, чтобы безопасно доехать до сервиса, вряд ли получится. Придется вызывать эвакуатор.
Кроме того, если инспектор ГАИ увидит, что на каком-то из колес не хватает болта или гайки, то он может выписать штраф 500 рублей. Потому действуем более аккуратно.
Открутить гайку с открытой резьбой может помочь универсальная смазка WD-40 или её аналоги. Побрызгали на соединение, подождали минут 10 и попробовали ослабить крепеж. Если гайка закрытая или колесо прикручено болтами, можно слегка постучать по ним молотком. Не помогло – вызываем техпомощь или едем до ближайшего сервиса, соблюдая все меры предосторожности. Ничего иного не остаётся.
Как правильно выбрать автосервиc
Что необходимо проверить и учитывать после замены колеса
Давление в колесах должно соответствовать параметрам, указанным производителем транспортного средства, в том числе и для малоразмерной «запаски». Все эти данные можно найти в табличке на кузове машины либо в инструкции по эксплуатации.
Давление в шине измеряют либо встроенным в насос манометром, либо отдельным прибором. Если атмосфер или бар меньше или большого положенного, подкачиваем или выпускаем воздух из колеса.
Если вы установили «докатку», ездить с ней можно с ограниченной скоростью – как правило до 80 км/ч. Кроме того стоит избегать резких маневров и торможений. В целом малоразмерные запасные колеса не предназначены для длительной эксплуатации, их задача – помочь добраться до сервиса или шиномонтажа. Имейте это в виду.
Еще одно важное правило – на передней или задней осях автомобиля должны использоваться шины с одинаковым рисунком и достаточной для безопасной эксплуатации высотой протектора.
Все остальные варианты использования колес могут быть только временными решениями. К которым относятся не только установка докатки или летнего колеса зимой, но и шины с изрядно стертым протектором или другой направленностью рисунка. Последние можно использовать только с одной стороны. И не всегда запасное колесо удовлетворяет перечисленным требованиям.
Наконец, если после замены колеса в автомобиле, начав движение, вы почувствовали заметные вибрации на руле, необходимо остановиться и проверить затяжку болтов. Возможно, в процессе монтажа вы установили диск с перекосом и в итоге прикрутили его неправильно. Если с креплением все в порядке, скорее всего причина биения связана с разбалансировкой колеса или дефектами корда шины. Узнать точную причину получится только на шиномонтаже, продолжать эксплуатировать машину с таким колесом не только дискомфортно, но и опасно.
Теперь самое важное
При проколе необходимо остановиться в безопасном, хорошо просматриваемом месте. Для замены колеса желательно использовать ровную площадку с твердым покрытием. Подпятник домкрата устанавливают не в любой части днища автомобиля, а только в специальных усиленных местах, указанных в инструкции по эксплуатации.
Малоразмерная запаска не может служить полноценной заменой полноразмерному колесу. Докатка — это временное решение, помогающее добраться до шиномонтажа. При эксплуатации автомобиля не допускается использование на одной оси шин с разным рисунком протектора и другой направленности.