Нужно ли прогревать автомобиль зимой

В среде автомобилистов существует масса поводов для споров, один из которых с наступлением холодов становится самым острым — нужно ли прогревать двигатель зимой или современные машины этого не требуют? Разбираемся, требуется ли автомобилям прогрев мотора и если да, как правильно это делать.

Нужно ли прогревать автомобиль зимой
© Shutterstock

Общее понятие «прогрев двигателя» подразумевает вывод мотора в его рабочую температуру — диапазон, в котором конструктивно предусмотрена работа силового агрегата в оптимальных для него режимах при номинальной нагрузке. В таких условиях гарантировано получение заявленных характеристик, а также обеспечена надёжная работа мотора.

В среднем для современного бензинового двигателя рабочей температурой являются 100 градусов Цельсия, для дизельного — уже 90 градусов Цельсия. Если двигатель недостаточно прогрет или наоборот, перегрет, это уже нештатные для него режимы работы, которые чреваты в худшем случае поломкой, а в лучшем — повышенным расходом топлива.

Для чего нужен прогрев мотора

Прогрев двигателя круглый год был обязателен для автомобилей в 90-е годы и до того. Связано это в первую очередь с тем, что технологии тех времён были далеки от современных — моторы были менее технологичными как по своей конструкции в целом, так и по качеству металлообработки, так что вывести их на рабочую температуру без длительного прогрева было сложно.

Кроме того, карбюраторная система питания и отсутствие современных моторных и трансмиссионных масел, способных сохранять свои характеристики в жару и мороз, также осложняло пуск двигателя при минусовой температуре. С появлением инжекторных моторов, в которых электроника гибко регулирует параметры топливной смеси, запускать двигатель стало намного легче.

Свою роль в этом играют и современные моторные масла. Если смазка соответствует требованиям автопроизводителя, проблем с тем, чтобы завести мотор зимой, не будет.

После запуска двигателя моторное масло не сразу выходит на свои оптимальные характеристики. А по мере роста рабочей температуры двигателя загустевшее после длительной стоянки на холоде масло становится жиже, быстрее проходит по всей системе и начинает смазывать все трущиеся детали так, как и предусмотрено инженерами.

Почему для современных моторов не нужно искать «зимнее» масло

При этом двигатель работает не на холостых, а на прогревочных оборотах — они чуть выше и сделано это для того, чтобы обеспечить более обогащённую топливную смесь. И долгая работа на таких оборотах не менее вредна для двигателя, чем мгновенное начало поездки сразу после пуска.

Обогащённая топливная смесь при долгой работе двигателя на холостых оборотах без нагрузки, приводит к тому, что:

  • Увеличивается расход топлива;
  • Повышается образование нагара в цилиндрах, на клапанах и поршнях, свечах;
  • Несгоревшее топливо уменьшает смазывающую способность моторного масла, смывая его со стенок цилиндров;
  • Нагар и сажа образуются в катализаторе выхлопной системы.

Нужно ли прогревать современные автомобили

Если коротко, то нет — современные машины не требуют предварительного прогрева зимой. Многие автопроизводители прямо прописывают это в руководстве по эксплуатации. В среднем достаточно дать двигателю поработать 30 секунд после запуска, после чего можно начинать поездку.

Однако эти рекомендации различаются в зависимости от марок автомобилей и моделей двигателей, поэтому существует универсальная рекомендация для всех водителей:

Прогревать машину стоит на протяжении того времени, которое требуется для очистки кузова от снега.

Это позволит одновременно убить двух зайцев — и подготовить автомобиль к движению, обеспечив необходимую обзорность, и дать мотору и салону погреться, пока водитель занимается работой снаружи. Если снега на кузове нет, необходимо дождаться, пока сойдёт лёд со стёкол, и потом уже начинать движение.

Штраф за прогрев двигателя

© Shutterstock

Даже если не брать во внимание, что во время движения двигатель прогревается эффективнее, чем при работе на холостых оборотах в статике, долго стоять с запущенным мотором запрещает ещё и закон.

В Правилах дорожного движения в пункте 17.2 прямо указано, что «В жилой зоне запрещается стоянка с работающим двигателем», а по ПДД стоянкой считается «преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства». Если речь не идёт о водителе такси, который ждёт пассажира, или грузовике, который разгружают, то во всех остальных случаях стоять с заведённым двигателем во дворе дольше 5 минут нельзя.

Пренебрегая этим запретом, водитель рискует получить штраф по ст. 12.28 КоАП РФ «Нарушение правил, установленных для движения транспортных средств в жилых зонах» — 1500 рублей. А если речь идёт о Москве и Санкт-Петербурге, то в этих городах прогрев мотора во дворе жилого дома будет «стоить» уже 3000 рублей.

Штрафуют за подобные нарушения редко, потому что их сложно зафиксировать, но если всё же ГИБДД решила наказать любителя длительного прогрева во дворе, то можно попытаться оспорить его. Долгую стоянку с работающим двигателем можно объяснить необходимостью разморозить стёкла и примёрзшие к лобовому стеклу дворники. Напомним, что движение с неработающими стеклоочистителями и стеклоомывателями запрещено Перечнем неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств всё в том же ПДД.

Теперь самое важное

Таким образом, чтобы правильно прогреть двигатель современной машины зимой, необходимо:

  1. Запустить двигатель.
  2. Включить отопитель салона, подогревы сидений и зеркал при их наличии.
  3. Заняться очисткой кузов от снега.
  4. Дождаться, пока стёкла и зеркала отойдут ото льда.
  5. После начала движения не нагружать автомобиль — стараться держать обороты до 2000 об/мин для бензиновых двигателей и до 1500 об/мин для дизельных — и избегать резких манёвров.
  6. Первые 1,5-2 км после начала движения позволят вывести в рабочую температуру не только мотор, но и коробку передач, элементы подвески, различные резиновые детали, а также шины.

Как экономить топливо: что работает, а что нет