Как поставить автомобиль на учёт
Рассказываем, какие транспортные средства надо ставить на учёт в ГАИ и как проходит эта процедура в 2024 году.
Какую технику обязательно регистрировать
Ответ на этот вопрос содержится в 1 пункте «Правил государственной регистрации транспортных средств» от 21 декабря 2019 г. Согласно этому акту, необходимо регистрировать не только автомобили, но и другие самоходные устройства на колесах, включая мопеды, мотоциклы, квадроциклы, электрические велосипеды и самокаты с моторами мощностью от 4 кВт (5,44 л.с.), способные передвигаться со скоростью 50 км/ч и более. Также надо регистрировать прицепы и полуприцепы.
Эти нормы распространяются не только на купленную в России технику, но и на временно ввезенную в страну на срок более года.
Вместе с тем существуют категории личных автомобилей, например, гоночных, которые не выезжают на дороги общего пользования, а используются только на закрытых трассах, до которых добираются не своим ходом, а на автовозах. Такие машины регистрировать не обязательно.
Можно ли ездить без регистрации
По закону покупателю машины — как новой, так и купленной «с рук» — даётся 10 дней, чтобы поставить её на учёт. Если десятый день выпадает на выходной, зарегистрировать автомобиль можно в следующий за ним первый рабочий день. В таком случае нарушение формальных сроков не повлечёт за собой санкций. Если же тянуть с учётом и дальше, то при регистрации новому собственнику выпишут штраф в размере от 1,5 до 2 тысяч рублей. Протокол с такой же суммой может составить и инспектор на дороге.
Кроме того, у прежнего владельца есть законное право через десять дней после оформления договора купли-продажи подать заявление о прекращении регистрации автомобиля на его имя. Просто чтобы оградить себя от ответственности за нарушения, совершенные на уже не принадлежащей ему машине. И если новый собственник ещё не оформил покупку на себя, требование продавца удовлетворят.
После этого за управление автомобилем без регистрации при первой остановке водителя оштрафуют на сумму от 500 до 800 рублей. При повторном нарушении придётся заплатить штраф в размере 5000 рублей, и можно лишиться прав управления на срок от одного месяца до трёх.
Кто может зарегистрировать авто
- Поставить машину на учёт может владелец или его представитель по доверенности. Последний документ не обязательно оформлять у нотариуса, в ГИБДД обязаны принять и рукописную форму
- Если транспортное средство принадлежит юридическому лицу, то зарегистрировать его сможет директор компании либо доверенное лицо, полномочия которого подтверждены заверенным печатью документом с подписью руководителя
- Если собственник автомобиля ребёнок младше 16 лет, зарегистрировать свое движимое имущество он не сможет. По закону это могут сделать только его родители, усыновители или опекуны, предоставив документы, подтверждающие факт родства или опекунства.
Какие документы нужны для регистрации
- Паспорт владельца или его представителя. Последнему понадобится ещё и доверенность.
- Документ, фиксирующий право собственности на транспортное средство. Кроме договора купли-продажи, факт владения подтверждают: нотариально заверенное свидетельство о вступлении в права наследования, дарственная либо акт, в котором указано, что машина была выиграна в конкурсе или в лотерее.
- ПТС, если он бумажный. В паспорте транспортного средства должны быть указаны фамилия, имя и отчество нового владельца, его адрес, а также поставлена роспись прежнего собственника.
- Свидетельство транспортного средства (СТС) при его наличии.
- Технологическая карта транспортного средства, фиксирующая факт прохождения техосмотра. Она необходима для постановки на учёт всех автомобилей старше четырёх лет.
- Полис ОСАГО. Документ может быть как бумажный, так и электронный, главное, чтобы он был оформлен на нового владельца. Приобрести страховку необходимо в течение 10 дней после покупки машины. С 1 марта 2025 года предъявлять полис автогражданской ответственности при регистрации автомобиля станет не нужно.
- Заявление о постановке на государственный учёт можно написать заранее, скачав бланк на сайте ГАИ или заполнить в электронном виде на портале госуслуг.
- Квитанция об оплате пошлины за регистрацию транспортных средств. Минимальная сумма пошлины — 500 рублей за выдачу СТС. Если ПТС бумажный, за внесение изменений необходимо заплатить еще 350 рублей. При отсутствии в паспорте места для новых записей потребуется новый, это стоит 800 рублей. Плюс 2000 рублей, если требуются новые номера. Предъявлять квитанцию при постановке на учёт не обязательно, сотрудники ГИБДД могут проверить факт платежа по электронной базе. Но лучше всё-таки иметь этот документ при себе.
С 2020 года на новые автомобили начали оформлять электронные паспорта ЭПТС. Как правило, дилеры выдают покупателю распечатку этого документа в комплекте с договором купли-продажи и актом приема-передачи транспортного средства. При последующей перепродаже машины выписка обычно переходит к следующему владельцу. При этом в ГАИ печатную копию ЭПТС не требуют, да и сам по себе электронный паспорт не подтверждает право владения.
Для чего нужен ЭПТС и какие сведения он содержит — тема отдельного материала. Здесь же коротко заметим, что вносить ту или иную информацию в данный документ могут только работники организаций, зарегистрированных в системе электронных паспортов СЭП. При этом функционал рядовых автовладельцев сильно ограничен. Можно лишь сделать выписку из паспорта, а при последующей продаже машины внести в документ данные её нового обладателя. Но только после авторизации на портале elpts.ru и получения официального статуса владельца от прежнего собственника, коим может быть не только физическое лицо, но и автосалон.
Как поставить авто на учёт в ГАИ
С конца 2019 года делать это стало намного удобнее. После выхода приказа МВД №950 зарегистрировать машину можно в любом отделении ГАИ, а не только по месту постоянной прописки владельца. На практике это означает, что, к примеру, москвич, купивший машину в Пскове или Владимире, может её зарегистрировать непосредственно в этих городах. Единственный нюанс – номера на машину в любом случае выдадут с цифровым кодом, соответствующим региону прописки собственника.
Саму же процедуру регистрации можно разделить на три этапа. Сначала необходимо получить талон в терминале регистрации и, дождавшись своей очереди, передать пакет всех указанных в предыдущей части материала документов вместе с заполненным заявлением в окно приёма — для проверки подлинности и корректности данных.
Если все документы в порядке, то вместе с ними в том же окне вам выдадут карту осмотра транспортного средства и направят на специальную площадку для сверки идентификационного номера (VIN) и проверки соответствия технического состояния автомобиля требованиям допуска транспортных средств к эксплуатации. Если в ПТС указан номер двигателя, то сотрудник сверит и его.
После получения визы сотрудника на карте осмотра ТС остаётся лишь подать все документы в окно выдачи и дождаться нового СТС и госномеров, если требуется замена последних или регистрируется новая машина.
Если использовать имеющиеся номера нельзя, например, когда автомобиль был приобретён в другом регионе, их нужно будет снять (как правило это делают после прохождения площадки осмотра) и сдать вместе с документами. При потере регистрационных знаков или даже одного — придётся их восстанавливать. Без возвращения полного комплекта в ГАИ машину на учёт не поставят.
Следует иметь в виду, что в ГАИ выдают только номера с местным цифровым кодом. Жителям других регионов придется заказывать регистрационные знаки в специализированных фирмах. В большинстве случаев они находятся недалеко от отделения регистрации и берут за свои услуги сумму равную пошлине – 2000 рублей.
Как поставить на учёт б/у авто
Правила и процедуры регистрации новой и подержанной машины практически не отличаются. Тем не менее есть два нюанса, касающихся постановки на учет купленного с рук авто. Во-первых, можно не платить за новые номера, а использовать те, что достались от прежнего владельца. Но только в том случае, когда вы покупаете машину в том же регионе, где и прописаны.
Во-вторых, и это более важно, чем старше автомобиль, тем выше риски получить отказ в регистрации. Причины могут разными. Самые распространённые – плохо читаемые или вовсе неразличимые номера агрегатов либо обнаружение в конструкции недопустимых или незарегистрированных технических изменений. В первом случае машину направят на криминальную экспертизу, во втором — потребуют устранить или легализовать тюнинг и заново пройти техосмотр. Всё это, разумеется, стоит учитывать заранее на стадии выбора и осмотра автомобиля.
Сколько времени понадобится
По закону сотрудники, оказывающие услугу по постановке автомобиля на учёт, должны уложиться в час. Однако на практике этот процесс зачастую занимает больше времени. Не всегда площадка осмотра находится непосредственно на территории отделения ГАИ и до неё нужно добираться. Можно попасть на обеденный перерыв или вовсе уехать ни с чем, так и не дождавшись своей очереди.
Не уложиться за целый день — вполне реальная перспектива, если попытаться зарегистрировать автомобиль без предварительной записи. У людей из «живой» очереди сотрудники принимают документы только во временные слоты, освободившиеся при неявке или опоздании (более 15 минут) записавшегося человека. Поэтому оптимально самому предварительно записаться на удобное время. При наличии подтвержденной учетной записи сделать это можно на портале Госуслуги.
Как встать на учёт через Госуслуги
Сама по себе электронная платформа госуслуг не предоставляет сервис по регистрации автомобилей, но вместе с тем позволяет сильно сэкономить время. На портале можно не только записаться на удобное время, но также оплатить все необходимые пошлины и заполнить заявление. Объясняем порядок действий.
- После входа на сайт в перечне услуг необходимо выбрать «Регистрация транспортного средства» или ввести название этого раздела в строку поиска.
- Далее для новой машины придется указать номер ЭПТС и VIN, а для автомобиля с пробегом – регистрационный номер и данные из СТС.
- После внесения всех необходимых данных система предложит заполнить заявление, выбрать подразделение ГАИ и время оказания услуги.
- На последнем этапе будет сформирована квитанция для оплаты пошлины. Сумма будет зависеть от типа паспорта транспортного средства – бумажный он или электронный, — а также от необходимости получать новые номера.
Срок действия квитанции об оплате пошлины — три года, поэтому в случае переноса времени записи платить за услугу повторно не придется. А вот при решении изменить регион регистрации действует иное правило. Если, к примеру, изначально вы планировали зарегистрировать машину в Московской области по месту прописки и уже оплатили пошлину, а потом решили, что в столице это будет сделать удобнее — придется платить дважды, потому что пошлина перечисляется в бюджет региона, где в итоге оказана услуга. При этом первоначально уплаченную сумму можно будет вернуть, снова воспользовавшись госуслугами.
Как зарегистрировать авто в МФЦ
Регистрировать автомобили в МФЦ правительство разрешило в августе 2020 года. В отличие от платформы госуслуг, где можно лишь записаться в то или иное отделение ГАИ и оплатить пошлину, в многофункциональном центре можно поставить машину на учёт и получить номера. В настоящий момент отделения далеко не всех регионов страны оказывают данную услугу, тем не менее в девяти флагманских центрах Москвы воспользоваться этой опцией можно, причем не только москвичам, но и жителям другого региона, зарегистрированным на портале mos.ru.
Чтобы записаться в один из офисов МФЦ для постановки автомобиля на учёт необходимо открыть соответствующую страницу на официальном сайте правительства Москвы и после авторизации кликнуть на «Получить услугу». Далее – выбрать на карте удобное отделение и время. Написать заявление на регистрацию и оплатить пошлину можно как заранее, так и на месте. Рядом с офисом находится площадка, где сотрудник ГАИ осмотрит машину и, если с последней и с документами всё в порядке, спустя некоторое время вам выдадут новенький СТС и регистрационные номера.
Регистрация машины в автосалоне
Получить СТС и государственные регистрационные знаки непосредственно при оформлении покупки новой машины можно не только в автосалонах, входящих в особый реестр аффилированных с ГАИ организаций, но и во многих других. Первые формально не вправе требовать за оказание услуги более 500 рублей.
Указанную сумму, уплачиваемую покупателем помимо пошлины за изготовление свидетельства транспортного средства и регистрационных знаков, установил Федеральный антимонопольный комитет. Однако дилерам работать на таких условиях невыгодно, поэтому многие из них не стремятся попасть в реестр, в то же время они готовы за вознаграждение 20-30 тысяч рублей оказать помощь по постановке машины на учёт в ГАИ.
В данном случае покупатель сам оплачивает пошлину и выписывает на сотрудника салона доверенность, позволяющую ему производить регистрационные действия с автомобилем. После этого машину на автовозе везут в отделение инспекции для рутинного осмотра и оформления документов. К владельцу она возвращается уже на номерах.
Теперь самое важное
- По закону необходимо регистрировать любые автомобили, мопеды, мотоциклы, квадроциклы, электрические велосипеды и самокаты с моторами мощностью от 4 кВт (5,44 л.с.), способные передвигаться со скоростью 50 км/ч и более. Помимо перечисленной техники, необходимо регистрировать прицепы и полуприцепы.
- Новый или купленный с рук автомобиль необходимо зарегистрировать в течение 10 дней. За управление автомобилем без регистрации при первой остановке водителя оштрафуют на сумму от 500 до 800 рублей. При повторном нарушении придётся уже заплатить штраф в размере 5 тысяч рублей, и можно лишиться прав управления на срок от одного месяца до трёх.
- Поставить машину на учёт может её непосредственный владелец или его представитель по доверенности. Последний документ не обязательно оформлять у нотариуса, в ГИБДД обязаны принять и рукописную форму.
- Упростить и заметно ускорить процесс регистрации позволяет электронная платформа «Госуслуги». На портале можно не только записаться на удобное время, но также оплатить все необходимые пошлины и заполнить заявление. Кроме того, поставить автомобиль на учёт можно в нескольких столичных МФЦ. Регистрируют машины автосалоны, но за суммы, значительно превышающие госпошлину.
- Правила и процедуры регистрации новой и подержанной машины практически не отличаются.