Как пользоваться каршерингом и сколько он стоит
Каршеринг — это сервис краткосрочной аренды автомобиля. В определённых жизненных ситуациях каршеринг дешевле и комфортнее, чем покупка личного авто или услуги такси. Расскажем обо всём этом подробнее.
Что такое каршеринг
Название сервиса имеет англоязычные корни. Оно происходит от сочетания двух слов: car («машина») и sharing («делиться»). Фактически это означает «совместное использование машины».
Если кратко, то компания-владелец авто передает его во временное пользование клиенту-водителю. За деньги, разумеется. От обычной аренды каршеринг отличается лишь возможностью получить машину на более короткий срок — с поминутной тарификацией.
Чем удобен каршеринг
Каршеринг дает возможность возможность передвигаться на автомобиле, избегая трат на покупку, обслуживание, страховку, хранение и прочие аспекты владения машиной.
Кому и когда может быть выгоден каршеринг:
- Людям, не имеющим возможности (в том числе — финансовой) иметь личное авто. Или не желающим обременять себя его владением.
- Всем автомобилистам, когда не удобно пользоваться собственной машиной. Например, для поездок в городские зоны, где для каршеринговых авто предусмотрена бесплатная парковка.
- Когда надо перевезти габаритный груз. Грузовой каршеринг сдает в аренду лёгкие коммерческие авто. Чаще всего это цельнометаллические фургоны на базе микроавтобусов.
- Когда машина нужна эпизодически. Например, для поездок в автопутешествия на выходные.
- В отпуске или командировке, если машина нужна на очень короткое время или в населенном пункте нет сервисов долгосрочной аренды. Или у автомобилиста нет времени и желания на долгое оформление аренды. Каршеринги часто технологичнее и удобнее.
Где работает каршеринг
В России работают десятки каршеринговых компаний. География их деятельности тяготеет к крупным городам, в первую очередь к областным центрам.
Сколько стоит арендовать машину
- У каждой компании свои тарифы. В основном цена поездки зависит от региона, модели авто, продолжительности аренды.
- Безаварийному водителю, не нарушающему ПДД и требований оператора каршеринга, как правило, услуга обходятся дешевле.
Какие бывают тарифы каршеринга
- Поминутные тарифы — самые распространённые. Клиент через приложение на смартфоне бронирует машину. С этого момента и до закрытия арендной сессии каждую минуту начисляется определённая сумма. Расценки на время ожидания машиной клиента и на время поездки обычно разные.
- Посуточная тарификация действует по тому же принципу. Разница лишь во временном интервале аренды и его стоимости.
- Тарифы, учитывающие километраж поездки. Плата взимается за каждый пройденный машиной километр пути.
- Тарифы с фиксированным маршрутом. Со счёта клиента списывается заранее устанавливаемая плата за поездку между конкретными адресами.
В Москве работают следующие каршеринговые компании
«Делимобиль»
- В парке компании 14 000 машин 34 брендов: от Chery и VW до Tesla и Mercedes-Benz
- Стоимость ожидания ‑ от 4,75 руб/мин
- Поминутные тарифы ‑ от 10,39 руб/мин
- Посуточные тарифы ‑ от 1722 руб/сутки
- К управлению допускаются 18-летние водители с нулевым стажем
«Ситидрайв»
- В парке компании 9 000 машин 20 брендов – от JAC и Renault до BMW и Tesla
- Стоимость ожидания ‑ от 4 руб/мин
- Поминутные тарифы ‑ от 8,86 руб/мин
- Посуточные тарифы ‑ от 1599 руб/мин
- К управлению допускаются 18-летние водители с нулевым стажем
«Яндекс Драйв»
- В парке компании 7500 авто 15 брендов — от «Москвича» и Skoda до BMW и Mercedes-Benz
- Стоимость ожидания ‑ от 3,3 руб/мин
- Поминутные тарифы ‑ от 7,2 руб/мин
- Посуточные тарифы ‑ от 2300 руб/сутки
- К управлению допускаются водители возрастом не менее 21 года со стажем от двух лет
BelkaCar
- В парке компании 3500 машин 10 брендов: от Solaris и Geely до Tesla
- Стоимость ожидания ‑ от 3 руб/мин
- Поминутные тарифы ‑ от 8 руб/мин
- Посуточные тарифы ‑ от 1910 руб/сутки
- К управлению допускаются водители возрастом не менее 21 года со стажем от двух лет
Как подготовиться к продаже автомобиля
В Волгограде работают следующие каршеринговые компании
Cars7
- В парке компании 30 машин таких брендов, как Ravon, Hyundai, Renault, Kia, VW и Skoda.
- Стоимость ожидания — от 1 руб/мин
- Поминутные тарифы — от 6 руб/мин
- Посуточные тарифы — от 1500 руб/сутки
- К управлению допускаются водители возрастом не менее 21 года со стажем от двух лет
Bi-Bi.car
- В парке компании 150 машин таких брендов, как Hyundai, Kia, VW и Smart.
- Стоимость ожидания — от 2 руб/мин
- Почасовые тарифы — от 120 руб/час
- Посуточные тарифы — от 1400 руб/сутки
- К управлению допускаются водители возрастом не менее 21 года со стажем от двух лет
EasyDrive24
- В парке компании 400 машин таких брендов как Datsun, Hyundai, VW, Kia, Toyota и Ford.
- Поминутные тарифы — от 7 руб/мин
- Посуточные тарифы — от 2100 руб/сутки
- К управлению допускаются водители возрастом не менее 21 года со стажем от двух лет
Тарифы всех каршеринговых компаний время от времени пересматриваются. В среднем по стране можно ориентироваться на 8-50 рублей за минуту аренды. За ожидание придется заплатить в пределах 1-5 рублей за минуту.
Важно: максимальные расценки по тарифам применяются к клиентам, нарушающим ПДД и устраивающим аварии. И тем, кто арендует дорогие премиальные модели.
Как выбрать каршеринг
Выбор подходящего оператора каршеринга зависит от нескольких факторов:
- Тарифная политика компаний, работающих на рынке региона. Следует обращать внимание как на расценки, так возможные бонусы и скидки.
- Требования к клиенту и условия пользования машиной: минимальный возраст и стаж вождения, территориальные ограничения, где возможно использование авто и завершение сеанса аренды.
- Модельный ряд автопарка каршеринговой компании, и его численность. Чем больше машин, тем проще клиенту найти свободное авто — в нужном месте и в нужное время.
Важно: продвинутые пользователи каршеринга не ограничивают себя услугами единственного оператора. Они параллельно регистрируются сразу в нескольких конкурирующих сервисах. Это расширяет возможность поиска свободного каршерингового автомобиля.
Как пользоваться каршерингом
- Выбираем компанию-оператора, действующую в регионе.
- Скачиваем на свой смартфон её приложение.
- Загружаем в приложение фото страниц паспорта, водительского удостоверения и вносим (письменно) свои личные данные. При регистрации придётся также предоставить свое селфи «в компании» со страницей паспорта.
- Ждём одобрения каршеринговой компанией заявки на подключение. Кого-то «одобряют» в течение нескольких часов, а кого-то — за несколько дней.
- «Привязываем» к полученному персональному аккаунту номер своей банковской карты. С её счёта будут автоматически списываться деньги за аренду авто, возможные штрафы за нарушения ПДД, правил использования каршерингом и прочее.
Загрузив приложение, нужно обязательно зайти в его меню и ознакомиться с настройками «по умолчанию». В них могут скрываться неприятные «сюрпризы».
Например, в настройках «по умолчанию» аренды грузового каршеринга одной из столичных компаний-операторов, при выборе конкретной машины автоматически включался режим платного бронирования.
О том, что невостребованная машина продолжает его ждать, человек узнавал, когда обнаруживал списания денег со счёта. Вернуть потерянные таким образом средства не получится. Чтобы избежать подобного сценария, следует изменить в приложении параметры настроек «по умолчанию».
Необходимые меры безопасности
- Перед поездкой убедитесь в наличии достаточной суммы на счету, привязанному к аккаунту.
- В приложении находим поблизости от себя свободную машину и бронируем её.
- Добравшись до забронированного авто, внимательно осматриваем его снаружи на предмет внешних повреждений или следов аварий.
- Если они есть — лучше отказаться от машины.
- Фотографируем машину со всех сторон и отправляем фото в службу поддержки каршерингового сервиса. Это нужно, чтобы в случае обнаружения повреждений заранее снять с себя возможные претензии со стороны компании-владельца.
- Если внешне всё с авто в порядке, открываем его и оцениваем состояние салона и багажного отсека.
- Если там что-то сломано или отсутствуют какие-то элементы интерьера, сразу сообщаем компании. От поездки на поврежденном авто рекомендуем отказаться.
- Не стоит ездить в агрессивной манере. Телематические системы каршеринга оценивают стиль вождения клиента. Для склонных к опасному рулению компании отключают недорогие тарифы.
- По окончания поездки надо повторно сфотографировать кузов со всех ракурсов и отправить изображения в службу поддержки. Так вы подтвердите, что не нанесли ущерба ТС.
- Не завершайте аренду в местах с плохой мобильной связью — например, на подземных парковках. Пока система не получит сигнал о завершении сессии, списание средств со счета клиента продолжится.
Нельзя пренебрегать фотографированием каршеринговой машины до и после аренды. В соцсетях встречаются описания многочисленных спорных ситуаций.
Например, один пользователь безаварийно завершил поездку и оставил авто на уличной парковке. Позднее каршеринговая компания неожиданно выставила ему счёт за ремонт помятого кузова. Выяснилось, что повреждения обнаружил следующий клиент. Возможно, другая машина задела припаркованную каршеринговую.
Увы, доказать свою невиновность пользователь не смог. Как и компания не смогла доказать его 100-процентную виновность. В итоге водитель не стал оплачивать ликвидацию последствий чужого ДТП, попал в «черный список» оператора и лишился возможности пользоваться каршерингом.
Если в каршеринговом автомобиле мало бензина
В правилах пользования каршерингом обычно оговаривается алгоритм поведения клиента в подобной ситуации. Возможные варианты:
- Некоторые компании предлагают клиенту за свой счёт заправить машину на ближайшей АЗС. Далее нужно сфотографировать чек и прислать его изображение в службу поддержки. Потраченные деньги вернут. Но возможно в форме кэшбека.
- Оператор каршеринга оставляет в «бардачке» авто топливную карту. По ней можно заправить машину на АЗС партнеров компании.
Важно: не стоит бронировать авто с малым запасом топлива. Есть риск попасть в дорожный затор, где будут потрачены остатки бензина. Если вам попадались «припаркованные» посреди многополосной городской магистрали каршеринговые машины — знайте: их водители решили рискнуть, поехав с почти пустым баком.
Мешающую движению машину обычно отправляют на штрафстоянку. В итоге пользователь каршеринга придется заплатить:
- Многотысячный штраф от оператора каршеринга
- Штраф от ГАИ за парковку в неположенном месте
- Оплату стоимости эвакуации и хранения машины на штрафстоянке
Если попал в ДТП на каршеринге
- После аварии водитель каршеринга обязан оформить ДТП с привлечением сотрудника ГАИ
- Параллельно он должен оповестить о происшествии дежурного оператора каршерингового сервиса
- Убрать машину с проезжей части
- Если ТС не может самостоятельно передвигаться, водителю следует вызвать эвакуатор и доставить авто на стоянку компании-владельца — если авария произошла не по его вине, затраты на эвакуацию будут возмещены
Важно: за последствия ДТП, виновником которого стал водитель каршеринга, отвечает он сам. Виновных в серьезных авариях и нарушениях компании вносят в «чёрный список» и лишают возможности впредь пользоваться машинами.
Если каршеринговая машина сломалась
- Водитель должен остановиться, связаться с оператором компании по телефону, сообщить свое местоположение и описать техническую проблему
- Компания должна прислать специалиста, который займётся устранением неисправности
- Некоторые операторы каршеринга присылают к месту поломки своего сотрудника на подменном авто для клиента
Арендатор сломавшегося каршерингового транспорта ни в коем случае не должен чинить его самостоятельно или в автосервисе. Компания-владелец машины, скорее всего, оштрафует за подобную самодеятельность. И не компенсирует затраты клиента на самостоятельный ремонт.
Особенно следует опасаться механических поломок каршеринговой машины. Известны случаи, когда в выходе из строя подвески авто оператор обвинял клиента. Даже при том, что характер неисправности явно указывал на естественную причину — износ.
Оспорить позицию клиентам было сложно, поскольку они узнали о претензиях лишь когда получили счета за уже выполненный ремонт.
Вывод: если арендованная машина поведением или издаваемыми звуками намекает на технические проблемы — откажитесь от поездки на ней. Сбережёте и нервы, и кошелек.
Что нельзя делать в каршеринговой машине
- Курить и «парить»
- Мусорить в салоне и портить его
- Забирать запасное колесо, аптечку, огнетушитель и документы на машину
- Разукомплектовывать авто
- Перекрывать обзор видеокамерам слежения, установленным в салоне
За нарушение этих запретов компания штрафует клиента, автоматически списывая крупные суммы — иной раз десятки и сотни тысяч рублей — с его банковского счёта.
Что ещё полезно знать о каршеринге
- Некоторые пользователи «привязывают» к аккаунту каршеринговой компании отдельный банковский счёт. На нём держат небольшие суммы, которых хватает для оплаты поездок. В случае финансовых претензий со стороны компании можно будет оспорить их прежде, чем дело дойдёт до списания средств.
- За рулём каршерингового автомобиля будьте готовы к повышенному вниманию со стороны сотрудников ДПС. Такие авто часто останавливают для проверки прав, законности аренды или под предлогом поиска преступников.
Важно: при проверке ГАИ потребуется предъявить не только своё водительское удостоверение и СТС автомобиля. Инспектор обязательно захочет убедиться, что вы используете собственный аккаунт в приложении.
Теперь самое важное
- Сравнивайте тарифы операторов и следите за их изменениями
- Чтобы меньше платить за поездки, водите спокойно и аккуратно
- Перед началом каждой поездки и в её конце максимально подробно фотографируйте весь кузов машины и отправляйте фото компании-оператору
- Компании имеют право и возможность штрафовать клиентов за нарушения правил сервиса — ответственность за соблюдение ПДД также лежит на клиенте, дорожные штрафы будут списаны с его счёта
- На банковском счёте, привязанном к аккаунту каршеринга, не стоит хранить крупные суммы
- Сотрудники ГАИ часто останавливают машины каршеринга — это нормально