Как подорожают автомобили в начале 2025 года

Недавнее падение курса российского рубля покупатели автомобилей пока не ощутили — это случится чуть позже. Рассказываем, чего ждать автомобилистам.

Как подорожают автомобили в начале 2025 года
© Евгений Павленко/Коммерсантъ

Доля отечественных легковых машин на российском рынке в настоящее время составляет, по разным данным, 22-25%. Все остальные авто по большей части ввозятся к нам из-за рубежа. За исключением разве что Haval, выпускаемых на заводе в Тульской области, а также ряда моделей ряда китайских брендов, собираемых на территории нашей страны из импортируемых машинокомплектов.

Общая же доля авто китайских брендов на российском рынке стабилизировалась в районе 68%. Оставшиеся 7-10% авторынка РФ приходится на неофициальный импорт. Таким образом, более 70% новых автомобилей к нам завозят из-за рубежа — тем или иным путем. В конечном счете за них приходится расплачиваться в валюте.

Большинство расчётов с иностранными поставщиками привязано к американской валюте, что означает неизбежный рост внутрироссийских цен на всё импортное, включая автомобили. Этот процесс уже заметен в сфере неофициального автоимпорта, поскольку китайские «официалы» финансовые детали своей деятельности скрывают от публики.

© Евгений Павленко/Коммерсантъ

Как падение курса рубля повышает цены на автоимпорт

Подъём цен из-за скачка курса доллара можно проиллюстрировать на примере новенького кроссовера БМВ Х3 с 2,0-литровым бензиновым мотором мощностью 245 сил. Его ценник в Китае — 50 000 долларов США. Транспортные затраты на доставку в Россию составят примерно 3000 долларов. Соответственно, прямые расходы (без учета таможенных платежей) на «серый» импорт такой машины окажутся равны 53 000 долларов.

Напомним, что в сентябре курс был в районе 90 рублей за доллар. При международном переводе валют его в любом случае придется увеличить как минимум на 5% — из-за комиссии финансовых посредников. В итоге окончательный «сентябрьский» курс при покупке автомобиля за рубежом был равен 94,5 рублям за один доллар США.

Таким образом, машина, доставленная к российской границе, обходилась в 5 000 000 рублей. А в начале декабря 2024 года, уже при курсе 106,5 рублей за доллар (+ 5% комиссии) тот же БМВ Х3 из Китая стоит уже 5,926 млн рублей. То есть почти на миллион дороже.

© Евгений Павленко/Коммерсантъ

И это, напомним, не считая платежей за таможенную очистку машины. Когда автомобиль ввозится для личного пользования, в казну придётся перечислить 48% от суммы в таможенной декларации. В сентябре для нашей условной БМВ это составляло 2,4 млн рублей, а сейчас — уже 2,87 млн руб, то есть на 470 000 рублей больше.

Таким образом, суммарные затраты на покупку такой машины из-за падения курса рубля выросли с 7,4 млн рублей до 8,85 млн рублей — почти на 20%. Заметим, что расчёт выполнен для растаможки по льготной схеме «для личного пользования». В её рамках размер утильсбора составляет чисто символическую сумму — менее 4000 рублей. Юрлица (те же автосалоны) платят за таможенную очистку ТС на сотни тысяч рублей больше.

10 самых продаваемых б/у автомобилей: средние цены и особенности

А с 1 января 2025 года затраты компаний-экспортеров на растаможку машин вырастут ещё сильнее — из-за очередного повышения утильсбора для новых (младше 3-х лет) легковушек. Например, для машин с мотором объёмом менее двух литров с нового года он вырастет до 667 400 рублей.

«По моим оценкам, на ближайшую перспективу валютный курс установится в пределах 105-110 рублей за доллар. Это чистые 20% падения с уровня лета текущего года. У китайских концернов, официально ввозящих свои машины в Россию, есть некий запас прочности. Благодаря ему они смогут плавно повышать цены на свою технику — примерно на 1-2% в месяц. У лидеров — Сhery, Haval, Geely и их суббрендов — за будущий год цены постепенно вырастут как минимум на 10-12%. Причем не только из-за валютных факторов, но и из-за очередного повышения утильсбора после 1 января 2025 года. Что касается неофициального импорта машин в Россию, то тут всё гораздо печальнее. С нового года количество компаний-импортёров очень сильно сократится. По моим ощущениям, останутся лишь поставщики премиальных машин. А российские цены на неофициально ввезённую легковую технику вырастут примерно на 20%», — сообщил «Авторамблеру» основатель международного автомобильного маркетплейса CarClick Сергей Пиголкин.
© Bulkin Sergey/news.ru / Global Look Press

Замаскированный рост цен на машины уже начался

Президент «Союза автомобильных дилеров» Вячеслав Жигалов более осторожен в своих прогнозах дальнейшего развития ситуации на отечественном авторынке.

«Снижение курса рубля, если оно окажется устойчивым, безусловно, сильно ускорит повышение цен, вызванное «утилизационной» политикой Минпромторга. Причём повышение коснётся и отечественной продукции, которая до сих пор сильно зависит от импортных комплектующих. Как быстро вырастут цены и насколько сильно, предсказать сложно — всё зависит от индивидуальной ситуации в каждом бренде и, конечно, от спроса. Официальных данных об измерении уровня цен на рынке нет: Росстат пока не видит повышения. Но его методика не учитывает скидки автодилеров и представительств в ходе различных акций. А этот инструмент активно применяют все производители. На самом деле некоторые бренды уже приступили к повышению своих розничных цен. Но происходит это почти незаметно для потребителя — поскольку происходит оно в основном за счёт сокращения скидок. На фоне текущего низкого спроса на новые машины любое резкое движение цен вверх может остановить продажи. Поэтому все вынуждены осторожничать», — рассказал «АвтоРамблеру» Жигалов.

Как вырастут цены на автомобили с нового года

Из-за падения курса рубля цены на новые машины почти незаметно поползли вверх. Автодилеры пока пытаются маскировать этот процесс с помощью маркетинговых уловок. В 2025 году рост цен ускорится и станет очевиден для всех. Рост цен составит 10-20% в разных сегментах авторынка, а неофициальный импорт легковых автомобилей резко сократится.

Новый или подержанный автомобиль: что лучше?