Дюжина главных автомобильных новинок 2024 года
Уходящий год оказался богат на премьеры новых моделей как от всемирно известных брендов, так и от амбициозных стартапов. Подводя автомобильные итоги 2024 года, мы выбрали 12 главных на наш взгляд машин, которые важны для России даже с учётом действующих санкций и ухода именитых марок с российского рынка.
12 месяцев — 12 автомобилей. Важные модели самых разных классов, ценовых сегментов и невероятно разнообразных по своему формату. В списке они ранжированы не по дате своей премьеры и не по степени важности, а исключительно в алфавитном порядке. Просто потому, что у каждого читателя — свой фаворит в приведённой дюжине главных новинок-2024.
BMW M5 Touring
Суперседаны BMW M5 вступили в своё седьмое поколение, но универсал M5 Touring в кузове G99, который рассекретили в 2024 году — лишь третий в истории модели. Марка как-то обходила сторой сегмент мощных и быстрых универсалов, но успех BMW M3 Touring G81 заставил компанию сделать более крупную BMW M5 в практичном кузове. Которым, собственно, вся разница между двумя «пятёрками» и ограничивается.
727-сильная BMW M5 Touring оснащена гибридной силовой установкой на базе 585-сильного 4,4-литрового бензинового турбомотора V8, встроенного в 8-ступенчатую автоматическую трансмиссию 197-сильного электромотора и батареи на 18,6 кВт·ч. Никуда не делся и фирменный полный привод M xDrive с возможностью перейти на исключительно задние ведущие колёса. Более чем трёхтонная новинка разгоняется до 305 км/ч, а для универсала это отличное достижение. И прекрасная возможность выделиться на фоне прочих фанатов модели на банальных седанах BMW M5.
Bugatti Tourbillon
Каждая модель Bugatti — событие мирового уровня. Особенно когда речь идёт о преемнике культового Chiron с монструозным мотором W16. Фирма сразу заявила, что откажется от такого двигателя, но чем его заменит — не говорила до самой премьеры Tourbillon. Выяснилось, что созданный совместно с Rimac гиперкар, во-первых, стал гибридом, а, во-вторых, получил атмосферный (!) двигатель V16 (!!), разработанный с нуля (!!!) исключительно для этой модели. 1000-сильный V16 сочетается с тремя электромоторами на 340 л.с. каждый, что обеспечивает суммарную отдачу 1800 л.с. Полноприводное купе с батареей 24,8 кВт·ч может проехать до 70 км чисто на электричестве, а весит новинка 1995 кг — пусть и на килограмм, но гибридный Tourbillon легче бензинового Chiron!
Визуально Tourbillon напоминает Chiron, но ни одной общей детали у них нет. Салон же и вовсе больше похож на внутренности дорогих часов, чем на интерьер автомобиля — никаких экранов (на самом деле, один есть, но он прячется в центральной консоли), а сложнейшая аналоговая комбинация приборов, состоящая из более чем 600 элементов, в титановом корпусе закреплена на неподвижной ступице руля. За этот инженерный шедевр Bugatti просит минимум 3,6 млн евро, а общий тираж Tourbillon составит 250 машин. Новинка будет вдвое более редкой, чем Bugatti Chiron. А ведь впереди нас ждут и особые версии французского гиперкара — ещё более эксклюзивные и более дорогие...
Dacia Bigster
Такой могла бы быть новая «Нива», если бы не санкции. Renault Group вполне могла — и отчасти даже планировала — использовать некоторые наработки в модели российской марки, но в итоге Bigster стал чистокровной Dacia. Между прочим, самой крупной машиной в истории румынского бренда. Визуально новинка напоминает раздавшийся в размерах Dacia Duster последней генерации, но сходство это только внешнее за счёт общего фирменного стиля.
Интерьер и агрегаты частично унифицированы с Duster, но Bigster делает ставку в первую очередь на свои габариты. Машина просторнее, богаче оснащена, так что с полным правом претендует на статус флагмана марки. Тем более, что она первой среди всех моделей Renault Group получила новый 155-сильный гибридный силовой агрегат Hybrid 155. Предложены и другие варианты моторов, передне- и полноприводные модификации. Так что самый доступный новый кроссовер среднего класса на европейском рынке вполне удался.
Dodge Charger
В 2023 году завершился выпуск культовых американских моделей — купе Dodge Challenger и седана Dodge Charger — на смену которым в 2024-м пришёл лифтбек Dodge Charger. Естественно, электрический. Впрочем, только в одной из модификаций. Полностью отказываться от бензиновых моторов в США не решились, предложив клиентам более привычные агрегаты. Однако каноничный V8 подкапотное пространство машин всё-таки покинул.
Созданная по мотивам концепт-кара Dodge Charger Daytona SRT машина в электрической версии Daytona имеет два электромотора и полный привод, а бензиновый вариант SixPack имеет рядный 6-цилиндровый 3,0-литровый турбомотор Hurricane. Фанаты оригинальных моделей негодуют по поводу отхода от традиционных агрегатов, но одновременно с этим радуются, что легендарное имя не кануло в лету. Хоть в таком виде, но Dodge Charger остаётся на рынке.
Ferrari 12Cilindri
В современную эпоху ужесточающихся экологических стандартов и всеобщей моды на создание электромобилей появление спорткара с каноничным V12 — событие из ряда вон. И пусть Ferrari, как и её конкуренты, уже делает гибридные машины, отказываться от классических атмосферных 12-цилиндровых агрегатов итальянцы не готовы. За что им огромное спасибо, потому что вечные автомобильные ценности должны жить, невзирая ни на какие ограничения и запреты.
Модель 12Cilindri стала преемником семейства Ferrari 812 Superfast. Новый гран-туризмо из Маранелло получил 830-сильный атмосферный 6,5-литровый V12 в связке с 8-ступенчатой роботизированной коробкой передач и классическим задним приводом. Из особенностей — полноуправляемое шасси, ассистент вождения в управляемом заносе и активная аэродинамика. Вместе с купе дебютировала и открытая версия 12Cilindri Spider, так что у фанатов мощных Ferrari есть выбор между скоростью и стилем.
Lada Vesta SW Sportline
Пока полноценную Lada Vesta Sport полностью импортозаместить не удалось, поклоникам «заряженных» отечественных моделей приходится довольствоваться версией Sportline. За этим индексом скрывается особый декор кузова и салона, перенастроенная подвеска и более производительные тормоза. Но что более важно — именно Sportline стал первым в истории Lada серийным оспортивленным универсалом! Пусть и не слишком далеко ушедший технически от базовой модели, но всё же.
До того версии Sport предлагались разве что для седана Vesta да хэтчбека Granta, а вот до универсала Vesta SW руки в Тольятти никак не доходили. Похоже, что за появление долгожданного «заряженного» Lada Vesta SW Sportline стоит благодарить санкции, после которых и появился на свет яркий автомобиль. И хочется верить, что это лишь прелюдия к появлению полноценной модели Lada Vesta SW Sport, о которой фанаты марки просят завод уже не первый год.
Lancia Ypsilon
Легендарная марка переживает не лучшие времена — всего одна модель и продажи только в родной Италии. Но в 2024 году у Lancia открылось второе дыхание, поскольку фирма объявила о расширении своего официального присутствия в Европе и представила первую за 13 лет новую модель. Горячей новинкой стало четвёртое поколение Lancia Ypsilon, которое превратилось в электромобиль и по своей сути стало лишь переоформленным вариантом Opel Corsa/Peugeot 208 актуальной генерации.
Итальянцы делают ставку на дизайн. Облик хэтчбека повторяет концепт-кар Lancia Pu+Ra HPE, салон оформлен в сотрудничестве с модным итальянским мебельным ателье Cassina — полочка в интерьере призвана напоминать о доме, а отделка бархатом призвана создавать уют. Обещано появление гибридных модификаций Ypsilon, а также возвращение Lancia в чемпионат мира по ралли. Итальянцы верны своей истории, а это уже серьёзная заявка в мире, где другие марки постепенно отказываются от автоспорта.
Mercedes-Benz G 580 with EQ Technology
«Гелендваген» давно из просто автомобиля превратился в символ, который долгое время держался своей консервативной конструкции и считался одним из последних честных внедорожников на рынке. Но в 2024 году настало время для революции — впервые в истории Mercedes-Benz сделал серийную версию «Гелика» с электрической силовой установкой. Новинка получила имя Mercedes-Benz G 580 with EQ Technology, которое, пожалуй, и оставалось главным сюрпризом.
Визуально электромобиль отличается лишь некоторыми акцентами в декоре кузова, в салоне отличия тоже на уровне нюансов. Силовая установка — четыре электромотора суммарной мощностью 588 л.с., что даже больше, чем у Mercedes-AMG G 63. За автономность отвечает аккумулятор на 116 кВт·ч. Внедорожник способен преодолевать броды глубиной до 850 мм и разворачиваться на месте, но масса свыше трёх тонн — весит электромобиль 3085 кг! — превращает многообещающий на бумаге «Гелик» лишь в демонстратор технологий. Вряд ли кто-то из владельцев такой машины всерьёз будет лазать на ней по бездорожью.
Porsche Macan
Второе поколение популярного компактного кроссовера марка сразу создавала как чистый электромобиль, без версий с бензиновым моторами, так что Porsche Macan стал достаточно смелым для бренда шагом. Который, похоже, рискует завести модель в тупик — к концу 2024 года концерн официально признал, что погорячился с планами по развитию электромобилей. И обмолвился, что в перспективе возможно появление Macan с привычными двигателями внутреннего сгорания.
Пока же фанатам бренда доступен электромобиль, который своим дизайном и кузова, и салона напоминает флагманскую «электричку» Porsche Taycan. Построен кроссовер на новой платформе Premium Platform Electric (PPE) с 800-вольтовой бортовой электрикой, батареей 100 кВт·ч с поддержкой быстрой зарядки мощностью 270 кВт. Предложены модификации с одним или двумя моторами разной мощности, которые отличаются как по своим характеристикам, так и по оснащению.
Renault 5 E-Tech
Французы вслед за британцами с их возрождённым MINI и итальянцами с их новым FIAT 500 решили возродить собственную легенду. В 2024 году состоялась премьера Renault 5, названного в честь культовой модели 1970-80-х годов, но превращённого по актуальной моде в электромобиль, получивший приставку E-Tech. Особенностью компактной новинки стал яркий дизайн кузова и салона, а также богатое оснащение.
Технически Renault 5 E-Tech стал первенцем новой платформы AmpR Small. Это позволило одновременно и снизить стоимость за счёт унификации с агрегатами других моделей, и добиться отточенной управляемости благодаря реализованной конструкции подвески. Модификации переднеприводного хэтчбека отличаются друг от друга лишь мощностью электромоторов, а также ёмкостью батареи. Фанатам «заряженных хэтчбеков» адресована модель Alpine A290, которая представляет собой более агрессивную версию Renault 5 E-Tech.
Volkswagen Transporter
В 2021 году в семействе коммерческих моделей Volkswagen случилось серьёзное изменение — Multivan перевели на легковую платформу MQB, а Transporter и Caravelle оказались... перелицованными Ford Transit Custom и Ford Tourneo Custom. Свой дизайн передней части кузова, слегка изменённый салон и агрегаты от американских «родителей» — вот рецепт двух главных немецких премьер своего сегмента в этом году.
Микроавтобусы, комби и фургоны доступны как с бензиновыми и дизельными двигателями внутреннего сгорания, так и в полностью электрическом исполнении. Клиенты могут выбирать тип коробки передач и привода, предложены два варианта длины кузова и колёсной базы, что традиционно для коммерческих Volkswagen. Одних из самых популярных машин в своём классе.
Xiaomi YU7
Первый в истории Xiaomi автомобиль — электрический седан SU7 — дебютировал в 2023 году и мгновенно стал бестселлером. Успешный старт компании на новом для неё рынке подтолкнул китайского техногиганта к расширению модельной гаммы за счёт премьеры новинки в популярном формате кроссоверов. Официальная презентация Xiaomi YU7 состоялась под занавес 2024 года, а в продаже она появится уже в следующем году.
Визуально машина напоминает и Xiaomi SU7, и основного конкурента Tesla Model Y, и даже суперкроссовер Ferrari Purosangue, но вот интерьер электро-SUV из Поднебесной пока остаётся секретом. С большой долей вероятности это будет царство экранов, повторяющее салон седана Xiaomi. С ним же новинка окажется унифицирована технически, однако выросшую массу кроссовера китайцы компенсируют приростом мощности электрической силовой установки.
Из перечисленных выше моделей официально в России можно приобрести только Lada Vesta SW Sportline, но это вовсе не означает, что остальные машины неактуальны для нашей страны. Китайские электромобили активно импортируются по неофициальным каналам, да и европейский «премиум» российским покупателям привозят без особых проблем. Что уж говорить о дорогих суперкарах и нишевых машинах, ценители у которых были всегда. Так что эту великолепную дюжину в более-менее полном составе вполне реально встретить в нашей стране.