Проверка состояния и признаки неисправностей выхлопной системы двигателя: самые распространенные проблемы выпускной системы автомобиля и способы их решения
Выхлопная система автомобиля не только отводит продукты горения из двигателя, но уменьшает шум от работы мотора и снижает уровень токсичности отработавших газов. Нарушения в её работе могут привести к снижению мощности двигателя, повышению расхода топлива и даже создать угрозу для жизни и здоровья водителя и пассажиров. Рассказываем, как контролировать состояние выхлопной системы, чтобы не доводить авто до критического состояния.
Перед каждым автовладельцем рано или поздно встаёт задача: как выполнить проверку выхлопной системы, какие признаки неисправностей искать и чем опасны те или иные проблемы с выпуском газов. Рассказываем о характерных неисправностях выхлопной системы двигателя, их последствиях, а также о методах диагностики и ремонта.
1. Прогорание металла
Признаки
- Повышенный уровень шума при работе двигателя, особенно на высоких оборотах.
- Наличие характерного металлического звона и прострелов.
- Запах выхлопных газов в салоне.
- Видимые отверстия или следы прогорания на элементах системы.
Последствия
- Потеря герметичности выхлопной системы: возможная утечка выхлопных газов в подкапотное пространство или салон.
- Повышение уровней CO и CH.
- Риск выхода из строя каталитического нейтрализатора и кислородных датчиков.
- Повышенная опасность отравления угарным газом и пожара.
Ремонт
- Замена прогоревших элементов выхлопной системы: выпускной трубы, глушителя или резонатора.
- Временный ремонт с помощью ремонтных хомутов или бандажей, однако такой способ не обеспечит должного уровня безопасности и долговечности.
2. Коррозия
Признаки
- Многочисленные пятна ржавчины, налёт или отслаивание металла на трубах и глушителе.
- Ослабленные и разрушенные сварные швы.
- Шумы, скрипы, возможные вибрации из-за повреждения подвесок выхлопной системы.
Последствия
- Потеря прочности конструкций системы.
- Утечка газов, что негативно сказывается на экологии и безопасности внутри автомобиля.
- Отрыв деталей при движении (опасно для участников дорожного движения).
Ремонт
- Полная проверка выхлопной системы
- Замена корродированных частей. Иногда достаточно обработки антикоррозионными средствами, если повреждения поверхностные.
- В ряде случаев возможна профессиональная сварка, но чаще повреждённые детали проще заменить.
3. Пробой прокладки выпускного коллектора
Признаки
- Хлопающие звуки или треск в месте соединения выпускного коллектора с головкой блока.
- Следы копоти или чёрного нагара на соединениях.
- Устойчивый запах выхлопных газов в подкапотном пространстве или салоне.
- Снижение тяги двигателя.
Последствия
- Потеря мощности, увеличение расхода топлива.
- Повышение уровня токсичных выбросов.
- Повреждение прилегающих деталей (например, датчиков, разъемов, резиновых патрубков и проводки).
Ремонт
Замена прокладки выпускного коллектора с проверкой состояния плоскостей прилегающих поверхностей.
4. Проблемы с катализатором
Признаки
- Снижение тяги двигателя.
- Включение индикатора CHECK ENGINE
- «Запоздалая» реакция на нажатие педали газа или рывки.
Последствия
- Повышенная токсичность отработавших газов.
- Риск поломки двигателя из-за попадания в цилиндры керамической крошки неисправного катализатора
- Поломка датчиков кислорода.
Ремонт
- Замена катализатора
5. Проблемы с сажевым фильтром дизельного двигателя
Признаки
- Увеличение расхода топлива.
- Появление ошибок системы на панели приборов (например, DPF (Diesel Particulate Filter – сажевый фильтр, прим. ред)).
- Ощутимое снижение мощности.
- Чёрный дым из выхлопной трубы.
- Переход двигателя в аварийный режим.
Последствия
- Механическое разрушение сажевого фильтра от перегрева и высокого давления.
- Забивание катализатора, если он стоит до DPF.
- Проблемы с турбиной: высокое противодавление в выпускной системе создает нагрузку на турбокомпрессор.
- Выход из строя датчиков: могут «сгореть» или выйти из строя датчики давления и температуры, связанные с системой DPF.
Ремонт
- Провести принудительную активную регенерацию. Это помогает, если фильтр забит не критически.
- Промывка сажевого фильтра. Эффективно на средних стадиях засорения.
- Замена сажевого фильтра на новый. Самый правильный, но и самый дорогой вариант (оригинальный фильтр может стоить несколько тысяч евро).
- Удаление сажевого фильтра. Фильтр вырезают физически, а ЭБУ перепрошивают, чтобы оно «не видело» его отсутствие. Однако этот способ незаконен в большинстве стран, включая РФ, так как автомобиль перестает соответствовать экологическим нормам.
6. Проблемы с кислородными датчиками
Признаки
- Ошибка CHECK ENGINE
- Повышенный расход топлива.
- Неустойчивая работа двигателя на холостом ходу.
- Выхлоп с запахом топлива.
Последствия
- Снижение точности регулировки состава топливной смеси.
- Повышение выбросов CO.
- Разрушение катализатора из-за неправильного состава рабочей смеси.
Ремонт
- Проверка и замена неисправных кислородных датчиков.
- Проверка состояния электропроводки и разъемов.
7. Проблемы с креплениями
Признаки
- Стук или дребезг под днищем.
- Провисание элементов выхлопной системы.
- Вибрации на кузове автомобиля.
Последствия
- Нарушение герметичности системы выпуска
- Разрушение резиновых элементов системы крепления
- Риск падения деталей на проезжую часть.
Ремонт
- Установка новых крепёжных элементов: резинок и кронштейнов.
8. Поломки выпускного коллектора
Признаки
- Громкий, резкий металлический звук при работе двигателя.
- Сильный запах выхлопа в моторном отсеке.
- Появление трещин на коллекторе.
- Падение мощности, детонация двигателя
Последствия
Попадание токсичных газов в салон.
Риск возгорания в моторном отсеке.
Повреждение катализатора.
Ремонт
- Замена или профессиональная сварка коллектора и проверка прилегающих узлов.
9. Дефекты резонатора
Признаки
- Появление глухого, булькающего шума при работе двигателя.
- Присутствие ржавчины или прогаров на корпусе резонатора.
- Запах выхлопа в салоне.
Последствия
- Повышенный шум.
- Нарушение герметичности выхлопной системы.
Ремонт
- Замена резонатора или, в некоторых случаях, ремонт с помощью сварки.
10. Прогар гофры
Признаки
- Выхлопные газы выходят из подкапотного пространства — виден белый или сизый дым.
- Появление звона или сильных вибраций под капотом..
- Запах газов в подкапотном пространстве.
Последствия
- Потеря герметичности выхлопной системы.
- Повышенные вибрации выпускной системы с риском выхода из строя элементов ее крепления и повреждения соединений.
Ремонт
- Замена гофрированной вставки
11. Неисправности глушителя
Признаки
- Резкое повышение громкости шума, треск, дребезжащий звук.
- Видимые прогары или коррозия.
- Следы копоти на банке глушителя.
Последствия
- Повышенный уровень шума.
Ремонт
- Замена глушителя.
- Иногда допустим ремонт с помощью сварки или специальной герметизирующей ленты, но только на короткое время.
Как проверить систему выхлопных газов самостоятельно
- Визуальный осмотр: на эстакаде или подъемнике осмотрите систему на предмет утечек, коррозии, повреждений, а также проверьте состояние соединений.
- Прослушивание: на работающем двигателе (желательно на разных оборотах) внимательно слушайте появление нехарактерных звуков (шипение, свист, хлопки, дребезг).
- Проверка руками (на холодном двигателе!): в перчатках попробуйте пошатать элементы систему, проверяя целостность крепежа и отсутствие чрезмерных люфтов.
- Метод влажной тряпки: на работающем двигателе кратковременно перекройте выхлопную трубу плотной тряпкой. Повышение давления в системе выдаст себя шипением в месте утечки. Метод требует осторожности!
- Диагностика ошибок: сканер поможет считать коды неисправностей, которые укажут на проблемы с датчиками, катализатором и т.д.
Резюме
Неисправности выхлопной системы почти всегда сопровождаются специфическими признаками: изменением звука, запаха выхлопа, ухудшением динамики или экономичности автомобиля. Даже небольшая утечка газов или нарушение герметичности могут привести к серьёзным последствиям для безопасности и работоспособности машины.
Регулярная проверка выхлопной системы, своевременное устранение дефектов и грамотная эксплуатация значительно продлевают срок службы автомобиля и делают его использование безопасным. При возникновении первых признаков неисправности проверьте систему на ближайшей СТО; многие проблемы проще и дешевле устранить на ранней стадии, избежав дорогостоящего ремонта. Периодическая диагностика и поддержание герметичности выхлопной системы — залог вашей безопасности и экономичной работы автомобиля.