С небес на землю
Почему они теперь такие непохожие Валерий Чусов Фото Morgan Cars Вот они несутся рядом, рокочут двигателями, пилот и водитель переглядываются и явно получают удовольствие от происходящего. Но взлетно-посадочная полоса заканчивается, и автомобиль тормозит и поворачивает, а самолет уходит в небо. И становится ясно, что, пока водитель топил педаль насколько возможно, пилот прилагал усилия, чтобы сдерживать скорость. Автомобиль и самолет когда-то были братьями, и временами даже родными, а теперь их пути разошлись. Альберт Болл, пилот истребителя Первой мировой войны и владелец трицикла марки Morgan, говорил, что его трехколесный автомобиль больше, чем любой другой, позволяет ощутить полет, не отрываясь от земли. И вот в апреле этого года компания Morgan решила сравнить свою модель с самолетом. Джон Веллс, главный конструктор Morgan Cars, - за рулем Morgan Aero 8. И Ричард Гудвин, бывший военный пилот, а ныне авиаспортсмен, - на специально предназначенном для аэробатики биплане Pitts Special S2S. В бой идут одни старики Автомобили Morgan существуют как бы вне времени - до сих пор их внешний вид напоминает о тридцатых. Недавно компания реанимировала производство своих трехколесных моделей, с которых когда-то начинала. Редкий случай в автомобильном мире. Morgan Aero 8 - одна из новейших моделей, она появилась в 2000 году, и даже кузов у нее на металлическом каркасе, а не на деревянном, как у других. Сам кузов из алюминия, что обеспечивает машине легкость и динамику - "сотню" с места Aero 8 набирает за 4,5 с. Самолет тоже не мальчик - в авиации новизна вообще мало что значит, в основном она волнует руководство авиакомпаний, потому что современные лайнеры экономичнее. Для спортсменов же важны другие параметры, и этот Pitts был выпущен в 1977 году, причем сама модель была спроектирована в 1943-м. Отличный напарник для Morgan. Оба они из тех времен, когда вопрос родства автомобилей и самолетов не был вопросом, а воспринимался всеми как объективный факт. Ведь и тем и другим нужны были достаточно легкие и мощные двигатели, и именно появление бензиновых моторов дало толчок развитию этих новых средств транспорта. Бок о бок Помните, что значат логотип BMW или три луча звезды на эмблеме Daimler? Во втором случае это не пропеллер, а три стихии, в которых работают двигатели Daimler - на земле, в небесах и на море. Автомобили и самолеты когда-то имели много общего - от конструкторов и двигателей до пилотов. Неудивительно, что один из главных авиасалонов мира, в Ле-Бурже, появился как часть экспозиции Парижского автосалона в 1908 году. Изначально автомобильные двигатели были лучшим решением для самолетов - им тоже были важны легкость и мощность, но очень скоро их пути разошлись. Например, для автомобиля была важна форма мотора, а у авиаторов не было никаких сдерживающих факторов. Поэтому авиаконструкторы позволяли себе радиальное, звездообразное расположение цилиндров, придавая двигателю цилиндрическую форму, что для автомобиля было не очень приемлемо. Есть и более экзотические примеры: например, в одном из самых популярных моторов периода Первой мировой войны - французском Gnome Rhone - вместе с пропеллером вращался блок цилиндров. Это помогало решить вопрос с охлаждением, и моторы такого типа выпускали многие фирмы, в том числе Bentley. На автомобиле такое решение было абсолютно неприменимо. Однако с ростом потребностей в мощности это решение перестало быть эффективным: при мощности более150 л. с. блок становился слишком тяжелым. Авиационные двигатели из-за стремления конструкторов увеличить отдачу с килограмма массы быстро повышали степень сжатия, а это требовало бензина с более высоким октановым числом. И если до конца двадцатых автомобильный и авиационный бензин были одинаковыми, к началу Второй мировой для авиации начали выпускать топливо с октановым числом до 100. Наддув распространился на авиационных двигателях значительно быстрее, чем на автомобильных. Ведь на высоте плотность воздуха падает, а для сгорания топлива нужен кислород. Поэтому первые авиадвигатели с наддувом использовались еще во время Первой мировой войны, а к тридцатым наддув стал почти обязательной частью авиадвигателей. На серийных легковых автомобилях турбонаддув закрепился лишь в конце семидесятых благодаря шведской компании Saab, чья история начиналась с самолетов. Нацеленная на снижение массы авиация намного раньше автомобилестроения освоила дистанционные системы управления. В гражданских самолетах уже шестидесятых годов расстояние от кабины до крыла и хвостового оперения было велико, и механическая связь между органами управления и исполнительными механизмами увеличивала массу и, за редкими исключениями типа Ил-62, требовала усилителей. Поэтому довольно быстро вошли в употребление гидравлические и электрические приводы. В автомобилях же доминируют требования безопасности, поэтому законодатели настаивают на сохранении механической связи. Автомобиль остается сложным и дорогим, но все-таки бытовым прибором, эксплуатируемым частными лицами. Владельцы самолетов - коммерческие или государственные предприятия, которые несут ответственность за техническое состояние транспортных средств. Использование приводов управления позволило самолетам значительно дальше продвинуться в деле автоматизации - сегодня практически любой современный самолет может при наличии поддержки с земли совершить полет в полностью автоматическом режиме, вплоть до посадки и заруливания на стоянку. Автомобиль только сейчас приближается к этому состоянию. Перечисление это можно продолжать и продолжать. "Рожденный ползать" и способный летать разошлись уже давно и довольно далеко. И снова съехаться-слететься вместе им едва ли когда удастся. MORGAN AERO 8 PITTS S2S Двигатель, тип V8 B6 Объем ДВС, куб. см 4799 8851 Снаряженная масса, кг 1165 737* Энерговооруженность, л. с./т 315 407 Максимальная скорость, км/ч 273 338 *Максимальная взлетная масса. Перевод с воздушного Словарь омонимов автомобильного и авиационного языков Вентилятор можно найти под капотом автомобиля, где он помогает охлаждать радиатор. В современном авиадвигателе вентилятор -- здоровенная крыльчатка, которая раскручивается при запуске. Винт в автомобильной промышленности -- только деталь крепежа, а вот в авиации винтом также называют лопастной движитель для самолетов и дирижаблей. Консоль в автомобиле -- продолжение панели приборов. А когда о консоли говорит авиатор, то, скорее всего, он имеет в виду части крыла, которые присоединяются к центроплану. Да, именно крыла: у моноплана, к которым относятся практически все современные самолеты, крыло одно. Два крыла у биплана. Крыло -- главная часть самолета. Именно обтекание крыла воздухом при движении создает подъемную силу, благодаря которой машина держится в воздухе. А на автомобилях, мотоциклах и велосипедах крылья -- щитки на колесах для того, чтобы они не разбрасывали пыль и грязь. Педали для пилота совсем не то, что автомобилиста. Фактически они выполняют функции рулевого колеса - они управляют рулем направления на киле, а у вертолета - рулевым винтом. Функции акселератора у пилотов выполняют РУД (рычаги управления двигателями) на самолете и рукоятка "шаг-газ" на вертолете. Реверс на автомобиле -- положение селектора "автомата" для движения задним ходом. В авиации реверс двигателя используется для снижения скорости при пробеге после посадки. Для этого на винтовых самолетах поворачиваются лопасти винта, а на реактивных часть струи направляется под углом к оси вперед. Скорость у самолетов есть не только максимальная допустимая, но и минимальная, при скорости, меньше минимальной, он просто не сможет держаться в воздухе. Турбина в автомобиле выполняет вспомогательную функцию, закачивая дополнительное количество воздуха в цилиндры. При этом функцию наддува могут выполнять и другие виды насосов. В авиадвигателе турбина играет главную роль -- именно ее вращают сгорающие газы, а она уже приводит в действие компрессор, который подает воздух для сгорания газов, а в современных двигателях -- еще и вентилятор. Форсаж для автомобилистов слово знакомое. Благодаря знаменитой кинофраншизе под форсажем мы стали понимать тюнинг для увеличения мощности двигателя. В авиации слово "форсаж" означает не изменение конструкции мотора, а кратковременный режим его работы с увеличением тяги -- например, на взлете.