Войти в почту

На спасение авторынка призваны львы, орлы и куропатки

Из-за падения продаж в США автопроизводители обратились за новыми идеями к живой природе Американская автомобильная индустрия переживает настоящую перестройку. Впервые за многие годы потребители отказываются от традиционных седанов в пользу кроссоверов и электромобилей. Пытаясь удержать ускользающее внимание автолюбителей, некоторые компании привлекают их новым внешним видом автомобилей, за которым опять обратились к неисчерпаемой кладовой оригинального дизайна — живой природе, а также к спорту и танцам. На минувшей неделе в США были опубликованы результаты автопродаж за июль, лишь подтвердившие тенденцию, о которой говорят уже не первый месяц,— второй по величине после Китая авторынок в мире переживает структурные изменения потребительских предпочтений. Больше всего от этого страдают сами американские автопроизводители — именно у них продажи в июле упали больше всего. Так, например, продажи GM в июле упали на 15%, тогда как аналитики Edmunds ожидали снижения в 10,8%, а Kelley Blue Book — 9,1%. Продажи Ford снизились на 7,5% при прогнозе Edmunds 5%, а Kelley Blue Book — 6,2%. Продажи Fiat Chrysler снизились на 10,5% (прогнозы 7% и 6,9%). Эксперты называют сразу несколько причин такой ситуации на американском авторынке — после рекордных продаж в 2015 и 2016 годах рынок переживает фазу коррекции. Это усугубляется сменой потребительский предпочтений: все чаще американцы предпочитают традиционным седанам кроссоверы, выбор которых пока не так велик, что и ведет к общему снижению продаж. С января по июнь продажи седанов в США упали на 11%, в то время как продажи пикапов выросли на 3%, а продажи компактных SUV, или кроссоверов, выросли на 10%. Еще один фактор структурной перестройки американского авторынка — растущая популярность электромобилей: с июля 2016-го по июнь 2017 года продажи электромобилей в США взлетели на 45%. Неудивительно, что компании пытаются удержать спрос самыми разными способами. Все больше производителей разрабатывают и выпускают собственные электромобили, пытаясь угнаться за лидером в этом сегменте,— компанией Tesla. С января по июль ежемесячные продажи компактного электрического хэтчбека Nissan Leaf в США выросли на 66% — с 772 до 1283. Продажи электромобиля BMW i3 за тот же период выросли на 57% — c 382 в январе до 601 в июле, а электромобиля Bolt от General Motors — на 69%, с 1162 до 1971. Еще одной попыткой привлечь американских автолюбителей становятся льготные условия автокредитования. В июле средняя ставка по автокредитам в США упала до шестимесячного минимума в 4,77%, многие компании вовсю привлекают покупателей сверхльготными условиями — например, Toyota предлагает ставку 0% в первые три года при покупке седана Toyota Camry 2017 модельного года. Но некоторые компании идут дальше маркетинговых приемов — пытаясь взбодрить авторынок, дизайнеры опять обратились за новыми идеями к природе, спорту и даже танцам. Директор по дизайну Toyota/Lexus Иан Картабиано сообщил в интервью агентству Dow Jones Newswires, что для дизайна новой Camry обратился к спорту, а точнее — к яхтингу. «Я хотел, чтобы новая машина была с изюминкой. Мы хотели, чтобы люди говорили: “Эй, я реально хочу залезть в эту Camry”»,— заявил дизайнер, уточнив, что на создание внешнего вида новой модели его вдохновили гоночные катамараны. Из спорта свое вдохновение почерпнули и дизайнеры Hyundai — новая Sonata напоминает бегуна, застывшего в напряженном ожидании старта. Динамика человеческого тела позволяет дизайнерам превращать куски металла в настоящий концептуальный продукт. «Есть что-то чувственное, то, что заставляет чаще биться сердце, в том, как превратить такую машину, как кроссовер, в элегантную и сексуальную машину,— говорит господин Картабиано.— Именно поэтому мы все чаще обращаемся к движениям танцоров, например, в балете — когда танцовщица делает упражнения у станка. Ведь это олицетворяет красоту, ритм и одновременно силу». Не обходят своим вниманием автодизайнеры и такую традиционную кладовую оригинального дизайна, как живая природа. Кажется, только недавно Mitsubishi взбудоражила мировой авторынок своим новым Lancer со «змеиным» дизайном, а автопроизводители снова выводят на рынок новые модели, образы которых навеяны миром животных. Volvo заявила, что дизайн нового S90 был вдохновлен мощью и грацией льва, а General Motors добавила на волнистый изгиб радиаторной решетки нового Buick Regal крыло чайки. «Дни машин с сугубо практичным дизайном давно прошли»,— отметил в интервью DJ Newswires директор по дизайну Buick Боб Бонифейс. «Производители хотят, чтобы люди, прежде чем уйти в более модные сегменты, обратили хотя бы один взгляд на привычные седаны,— подчеркивает аналитик AutoPacific Inc Дейв Салливан.— Они делают все, чтобы посадить вас за руль». Евгений Хвостик

На спасение авторынка призваны львы, орлы и куропатки
© Коммерсант