Войти в почту

Хит-парад. Внедорожники с заводской лебедкой

Как известно, "чем круче джип - тем дальше идти за трактором". Но если есть лебедка, то можно и без трактора обойтись, вытащив самого себя, как барон Мюнхгаузен. Тем более, на некоторые внедорожники лебедки ставят уже на заводе. АвтоВести вспомнили такие модели - как прошлые, так и нынешние.

Хит-парад. Внедорожники с заводской лебедкой
© © Toyota

История разделила автомобильных лебедок самовытаскивания на три типа. Во-первых, механические, где барабан с намотанным на него тросом крутится от коробки передач или раздаточной коробки самого внедорожника. Такая лебедка развивает большое усилие, надежна и неприхотлива, не боится грязи и воды, а оборотами двигателя можно регулировать скорость намотки троса.

Но такие лебедки весьма громоздки, к ним надо тянуть длинный приводной кардан от трансмиссии, следить за его состоянием и регулярно шприцевать. Есть и другой нюанс: при перегрузках в механических лебедках срезает страховочную шпонку - и агрегат останавливается, чтобы что-нибудь не "порвать" или не согнуть раму. С одной строны, это бережет машину, с другой - может оставить вас без помощи "на самом интересном месте". Нередко пользователи таких лебедок заменяют штатную шпонку на более прочную - на свой страх и риск. 

Гидравлические лебедку тоже тянут - будь здоров, спокойно работают даже под водой и в целом очень надежны. И при перегрузках могут просто останавливаться. Но такие лебедки тяжелые и очень медленные, а для привода их надо подключать к штатному гидроусилителю руля машины или ставить на двигатель отдельный гидромотор. Вот почему они чаще применяются на грузовиках, чем на легковых внедорожниках.

Самым же распространенными и доступными в наше время стали электрические лебедки с питанием от штатного аккумулятора. В зависимости от модели, они могут быть компактными, а ставить и подключать их проще всего. Есть обычные и скоростные версии для спорта, с десятками вариантов по развиваемому усилию, с защитными реле от перегрузок и перегрева... И даже если двигатель заглох, лебедка какое-то время еще будет тянуть на остатках заряда батареи. Главное, чтобы аккумулятор был "живой" и достаточно емкий.

Однако, очень немногие автопроизводители ставили лебедки на свои внедорожники уже на конвейере, потому что с ее интеграцией надо здорово повозиться. Любая лебедка - штука увесистая и габаритная. Под нее часто нужно усиливать переднюю подвеску, выкраивать место для скрытой установки в передний бампер, внедрять отдельный крепеж, проходить сертификацию на предмет безопасности при авариях... Зато покупателю не надо возиться с ее установкой, теряя время и гарантию: все за него уже установлено на заводе!

Dodge

Ram 2500 Power Wagon

Гражданский полноприводный грузовичок Power Wagon с механической лебедкой, построенный на базе военного транспортера 3/4 WC, компания Dodge выпустила еще в 1945 году. Продукт конверсии сразу приглянулся массе клиентов – от строителей до фермеров. Потому что Power Wagon мог не только возить грузы по бездорожью и сам себя вытаскивать: с помощью специальной съемной стрелы лебедка превращалась в подъемный кран.

Power Wagon Dodge возродил в 2005 году, построив ее на базе тяжелого пикапа серии 2500 с усиленными неразрезными осями спереди и сзади. И он, как и предшественник, тоже серьезно "заточен" под бездорожье. В мостах - жесткие блокировки и размыкатель переднего стабилизатора (увеличивает ходы лифтованной на 5 см подвески), защита агрегатов, грязевые покрышки на 33 дюйма и "бродоходимость" в 76 см. А венчает все это спрятанная в переднем бампере электролебедка фирмы Warn тягой в 5,4 т и стальным тросом длиной 37 м. На роль крана тоже сгодится.

Hummer

H1

Знаменитый американский вездеход Hummer H1, выращенный из армейского транспортера Humvee, "вооружен" таким внедорожным арсеналом, что его перечисление занимает целый абзац. Свесов у кузова почти нет, а клиренс достигает 40 см - за счет ступичных редукторов, которые еще и повышают тягу на бездорожье. Плюс пониженная передача и постоянный полный привод с блокировкой межосевого дифферециала. Межколесные "диффы" сначала были самоблокирующимися, потом получили принудительные блокировки. А еще уникальной "фишкой" для гражданского автомобиля, взятой от военной версии, была система изменения давления в шинах и колесные диски с замками боковин и бандажами - они позволяют ехать на проколотых колесах и не "разуться" на низком давлении.

Одна беда: несмотря на алюминиевый кузов, Hummer H1 получился ну очень тяжелым. Снаряженная масса - более 3 тонн! Плюс немалое по размерам и почти плоское днище со свисающими по бокам рамы "карманами", где сидят пассажиры. И если Н1 где-то хорошо "прилипнет" всей этой массой и площадью днища, его уже не каждым трактором выдернешь. На этот тотальный случай в списке опций у Н1 и была заложена электролебедка Warn в усиленной версии Military, развивавшая тягу в 5,4 т. А чтобы уж наверняка, трос можно пустить через роликовый блок, удвоив усилие.     

Nissan

Patrol Y61

Заводскую лебедку Nissan ставил еще на "квадратный" Patrol четрвертого поколения в кузове Y60 (1987-1997 годы выпуска) - она была механической, с приводом от коробки передач. Но ждать лебедку у нынешнего Nissan Patrol было просто наивно, потому что шестое поколение "Патруля" получило независимые подвески и по крышу ушло в премиум-класс. Но японцы, к радости фанатов, оставили на конвейере для ряда рынков прошлый Patrol Y61 – классический "утилитарник" на мостах спереди и сзади. Он уже 20 лет на конвейере, и не сдается! В конце 2016 года в Австралии вроде бы отправили его на пенсию, выпустив по этому случаю 300 машин в спецверсии Legendary Edition – с силовым бампером, лебедкой, шноркелем и багажником на крыше.

Но, к примеру, в Африке и Эмиратах "шестьдесят первый" так и продается до сих пор! И электрическую лебедку на Y61 в этих странах ставят и на обычные версии "Патруля" - только доплати. Плюс жесткая блокировка заднего дифференциала, и два топливных бака (95+40 л) для повышения "дальнобойности". В гамме моторов – 3-литровый турбодизель (150 л.с.) и рядная бензиновая "шестерка" объемом 4,8 л, которая в Африке выдает 251 л.с., а в ОАЭ – уже 280. Причем бензиновый мотор, как и дизель, сочетается не только с автоматом, но и с 5-ступенчатой "механикой"! Вы тоже после прочтения этого грустно и слегка завистливо вздохнули? У нас, вон, не то, что старый, а даже новый Patrol больше не продается…     

Toyota

Land Cruiser 70

Toyota "собаку съела" на выпуске внедорожников с установленной на заводе лебедкой. Причем они были как механические (с приводом от раздатки), так и электрические, фирмы Aisin, которую мы привыкли ассоциировать только с трансмиссиями. Лебедки были у легендарной "сороковки", которую выпускали с 1960 и аж до 2001 года, "шестидесятки", у серии J80, у внедорожной версии 105 GX, которая официально продавалась в России… Но знаете, кто пережил их всех? Не менее легендарная Toyota Land Cruiser 70 с неразрезными мостами и задней рессорной подвеской. Ее начали выпускать еще в 1984 году – и, периодически дорабатывая, "клепают" по сей день!

Основным рынком сбыта для "семидесятки" уже давно является Австралия, где эта модель прекрасно себя чувствует. Здесь ее предлагают сразу в 4 вариантах: пикап (одинарная или двойная кабина) и длиннобазный универсал с 3 или 5 дверями. Ради Австралии японцы даже модернизировали пикап так, чтобы он получил 5 звезд в местных краш-тестах. В списке заводского оснащения TLC 70 – разнокалиберные "кенгурятники", шноркели, жесткие блокировки обоих межколесных "диффов", топливные баки на 130 или 180 л. И, конечно, электрическая лебедка: агрегат фирмы Warn развивает усилие в 4082 кг и прячется за съемной накладкой на переднем бампере.

УАЗ

"Патриот"

Список внедорожников с установленной уже на заводе лебедкой недавно  пополнил и УАЗ. Давно пора было это сделать – потребность в таком решении годами витала в воздухе и мечтах уазоводов! Но лучше уж поздно, чем никогда. Правда, лебедку получил не утилитарный брутал Hunter, а "Патриот". В 2014 году ограниченным тиражом выпустили Patriot в версии Trophy v2 - с лебедкой SuperWinch LP8500 тягой в 3,8 т. То был пробный шар, и явно успешный. Потому что на августовском Moscow Off-road Show УАЗ показал "Патриота" уже с новым пакетом Off-road в виде постоянного оснащения, а не разовой акции.

В этот набор входят стальная защита рулевых тяг и, главное, установленная в передний бампер российская электролебедка Спрут 9000 "Спорт", развивающая тяговое усилие в 4 тонны и имеющая стальной трос длиной 20 м. Во внедорожный пакет входит и аккумулятор увеличенной емкости – как раз с расчетом на лебедку.