Стоит ли переводить машину на газ? Эксперты рассказали о плюсах и минусах

В России сегодня не просто пропагандируют перевод транспорта на газомоторное топливо - на это в ближайшие четыре года готовы потратить 769 млрд рублей. Такие средства заложены в пятилетней программе минтранспорта РФ по расширению использования газа в автопроме, на железнодорожном, морском, речном и воздушном транспорте. Однако автомобилисты массово переходить на газ не спешат. К примеру, Татарстан, ставший пилотным регионом по госсубсидированию перевода автотранспорта на природный газ, недотянул до заявленных планов. За 2016 год на природный газ перешли порядка тысячи автомобилей вместо запланированных полутора тысяч. В чём выгода? Самый главный плюс в том, что газ почти в три раза дешевле бензина и дизельного топлива. «Если цены на бензин и дизтопливо, как правило, поднимаются один раз в три месяца, то стоимость газового топлива практически остается постоянной», - говорит заместитель начальника Управления по обеспечению рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов Шамиль Гумеров. Владельцы автомобилей на газомоторном топливе хвалят газ за экономичность, за то, что при езде на нём у машины меньше поломок. Но отмечают и существенный минус – дефицит автомобильных газовых заправок на трассах. Открыть такую заправку - удовольствие недешевое. Каждая из 35 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), появившихся за последний год по всей России, стоит порядка 200 млн рублей. И пока что эта дорогая инфраструктура пока мало востребована. «Средняя загрузка действующих автомобильных газозаправочных станций по РФ – 26%», - констатирует владелец таких заправок Михаил Лихачёв. Еще один плюс - меньший вред экологии. Использование природного газа вместо нефтяного топлива позволяет снизить выброс в атмосферу оксида углерода в 8 раз, окислов азота – в 2 раза, углеводородов – в 3 раза, при этом полностью исключаются выбросы сажи. Автомобили на газу соответствуют требованиям по токсичности ЕВРО - 4. Использование газообразного топлива исключает несанкционированное вмешательство в систему питания автомобиля и применение моторного топлива ненадлежащего качества. Придется вложиться Региональный представитель Федерации автовладельцев России в Татарстане Рамиль Хайруллин называет главным минусом газа дороговизну переоборудования машины. Он считает, что думать об установке газобаллонного оборудования (в Казани это стоит 27 – 50 тыс. рублей – Прим. авт.) на автомобиль стоит, если только его автопробег не менее 100 – 150 км в день. «Иначе оборудование будет слишком долго окупаться», - уверен Хайруллин. Возможно, проблему окупаемости исправят серийные газовые автомобили, которые уже выпускают в стране. «Битопливные машины - оборудованные и бензиновым и газомоторным оборудованием ненамного дороже обычных, - говорит Тимур Соин, гендиректор компании, первой в России начавшей выпуск серийного сертифицированного легкового газомоторного автомобиля. – Государственная субсидия на газомоторные автомобили, составляющая 3 млрд в год, компенсирует перевод с традиционного топлива на газовое. А для машин с двухтопливной системой компенсируется половина затрат». «Такой автомобиль при достаточно интенсивном использовании окупается в течение одного-двух месяцев, - добавляет Михаил Лихачев. – И эти государственные субсидии распространяются на всех автопроизводителей РФ». Плюс в некоторых регионах России для работающих на метане машин есть льготы по транспортному налогу. Ведь из-за снижения негативных выбросов в окружающую среду должны платить меньше. Таксистам выгодно По словам Тимура Соина, сегодня в автомобилях, работающих на газе, наиболее заинтересованы таксомоторные парки. «В таксомоторном парке переоборудованный автомобиль окупается через три месяца, - говорит он. - Но с учётом того, что серийный газомоторный автомобиль субсидируется минпромторгом РФ, это происходит в первый же месяц его эксплуатации». Есть ли опасность? Летом этого года в Димитровграде взорвался маршрутный автобус, работавший на газомоторном топливе. Произошло это из-за неправильной установки газобаллонного оборудования. Умельцев, которые ставят газовые баллоны на машины прямо в гараже, хватает. Поэтому к газобалонному оборудованию применяются особые требования безопасности. На заправке у автовладельца требуют удостоверение о том, что он обучен пользоваться газобаллонным оборудованием, подтверждение проверки баллона. В итоге люди просто разворачиваются и уезжают. Многие отказываются от газа, потому что не хотят возить с собой кучу документов, терять время на проверки. «Это по сути пережиток, - говорит Михаил Лихачев. - Что такое удостоверение и осмотр баллона? Баллон нужно поверять один раз в три года. Это нужно потому, что большинство автомобилей были не серийными, это «переделки». Если следить за автомобилем рачительно, по-хозяйски, ничего не произойдёт: современные баллоны – весьма надёжная вещь. Причина взрывов газовых баллонов – неправильная эксплуатация, и то, что все машины были не серийного производства – с переделками. Некоторые автовладельцы даже кислородные баллоны на машины ставили, а не те, которые требуются для заправки природным газом и способны выдержать высокое давление. Это вообще нонсенс». Эксперт называет безопасными серийные машины, которые выпускаются с паспортом, со всеми разрешительными документами и проходят техосмотр в сертифицированных центрах. «Переоборудование стоит доверять только официальным центрам, предоставляющим гарантию, - добавляет Рамиль Хайруллин. – Чтобы, в крайнем случае, было с кого спросить, найти виновных». Между тем, та или иная система учёта газобалонного оборудования существует во всем мире. Самой продвинутой в плане газомоторного оборудования страной считается Италия. Там начали заниматься заправкой автомобилей газом ещё в 30-е годы. Сегодня система контроля – с помощью стикеров – упрощена настолько, что обычный потребитель контроля почти не замечает. Какой газ лучше? Газовое топливо бывает разным – метан и пропан-бутан. Чаще всего выбирают метан. «У пропана-бутана класс второй класс опасности, потому что он тяжелее воздуха, а метан легче, поэтому в этом году его перевели в 4-й класс опасности – он менее опасен», - считает Михаил Лихачев. Директор НИИ энергоэффективных технологий КНИТУ-КАИ Ришат Салахов называет метан более дешевым топливом и по сравнению с бензином, дизельным топливом и по сравнению с пропан-бутаном. «Если говорить о безопасности, то метан - газ, который легче воздуха, то есть он при утечках не скапливается и опасность взрыва отсутствует. О пропане этого не скажешь», - рассуждает эксперт. Плюс пропана в том, что этот газ легко сжижается, баллоны достаточно легкие и позволяют перевозить достаточно много топлива. Однако по эффективности и экологическим характеристикам пропан серьезно уступает метану. «Конечно, метан сложнее хранить и перевозить, ведь сегодня существует только два способа установки на транспорт, - говорит эксперт. - Первый, когда газ находится в баллонах под высоким давлением до 250 атмосфер. В этом случае приходится жертвовать грузоподъемностью и запасом хода автомобиля, что однако для некоторых видов техники вполне приемлемо, например коммунальной. Второй способ предполагает сжижение газа (СПГ) при очень низкой температуре до -170 градусов Цельсия. Это достаточно дорогая технология, однако очень перспективная. Сейчас, с удешевлением материалов и технологий она широко распространяется по миру». Бензиновое лобби против? Ряд экспертов объясняют бензиновые предпочтения российских автомобилистов высокой стоимостью первоначальных вложений в газомоторные технологии, то есть чисто техническими проблемами. Однако многие из этих проблем сегодня уже решены. Но не стоит сбрасывать со счетов и бензиновое лобби. Именно влиянием владельцев НПЗ объясняют медленные темпы перехода российского автотранспорта на газ. На что они будут жить, если все поголовно перейдут на газ?

Стоит ли переводить машину на газ? Эксперты рассказали о плюсах и минусах
© АиФ Казань