Автоновости
ДТП
Тест-драйвы
Бортжурнал
ПДД
Экзамен

"Tesla на коленке": как из хлама сделали настоящий электромобиль

Есть такая поговорка: "Если хочешь что-то сделать хорошо, сделай это сам". До последнего времени эту фразу можно было применить к чему угодно, только не к автомобилям. Однако 28-летний электромеханик из Минска уверен, что машины под личные нужды можно делать самостоятельно. А доказательством этого стал его амбициозный проект – настоящий самодельный электрокар.
"Tesla на коленке": как из хлама сделали настоящий электромобиль
Фото: АвторамблерАвторамблер
На необычный проект обратили внимание журналисты издания Tut.by. За его основу был взят старенький AX, который Сергей приобрел за 550 долларов. Как вспоминает механик, когда эта машина покупалась, у нее был расход 15 литров на "сотню" и максимальная скорость 70 км/ч – видимо, за машиной совсем не следили. Однако белоруса это совсем не волновало, решающую роль играли невысокая цена автомобиля и низкая масса – примерно 650-700 кг. Первым же делом минчанин демонтировал двигатель, выхлопную систему и бензобак. А вот коробку передач было решено оставить, чтобы не возиться с изготовлением оригинальных полуосей.
Затем на Citroen был установлен электродвигатель. Выбор пал на самый дешевый и распространенный в Беларуси агрегат – от погрузчика "Балканар" на 3,6 кВт. Этот двигатель весит 76 кг, что сопоставимо с массой ДВС, поэтому уменьшить снаряженную массу не удалось. А впоследствии она даже выросла из-за батарей. Их Сергей изготовил самостоятельно. По его словам, он приобретал отдельные подержанные ячейки, но протестированные и с гарантией. За 160 литий-ионных ячеек он отдал примерно 1600 долларов. В течение месяца "белорусский Кулибин" планомерно спаивал их, и в итоге изготовил батарею на 8 кВт. В дальнейшем в электрокаре появилась еще одна такая же батарея, но на 4 кВт.
Батареи разместились прямо в салоне автомобиля – между передними креслами и в нише под задними сиденьями. Однако Сергея внешний вид и количество пассажирских мест в салоне совсем не беспокоило, главное на данном этапе – создать и усовершенствовать электрокар. Затем на Украине примерно за 360 долларов белорус приобрел самодельный контроллер. Кроме того, механик установил реостат от Liberty. В итоге вся работа заняла у Сергея около двух лет, а на создание самодельного электромобиля он потратил около 6 тысяч белорусских рублей (примерно 3070 долларов).
Итогом трудов стал бесшумный электрический Citroen AX, развивающий максимальную скорость 115 км/ч и способный проехать около 130 км на одной зарядке. По словам Сергея, от обычной розетки полностью зарядить батарею можно за 6 часов. При этом автономности электрокара ему вполне хватает, чтобы передвигаться из дома на работу и обратно. А выкидывать удлинитель из окна своего дома Сергею не приходится – он заряжает автомобиль либо в гараже, либо на работе. Что же касается динамики, то с места до 60 км/ч электромобиль разгоняется за 5 секунд. Дальше динамика резко ухудшается, но для Сергея это не принципиально. По его словам, если бы имелся соответствующий бюджет и были бы важны рекорды, он бы построил совершенно другую машину.
А вот что действительно интересно, так это финансовая сторона вопроса. На первый взгляд кажется, что за упомянутые 3 тысячи долларов Сергей мог бы купить подержанный автомобиль с дизельным двигателем. Однако минчанин уверен, что проект себя оправдывает. Дело в том, что он не тратится на покупку топлива, а также техобслуживание с заменой фильтров, масла и свечей. По его словам, в год у водителя даже экономичной машины с дизельным двигателем уходит примерно 1200-1300 долларов, от чего он избавлен. Таким образом за несколько лет электрокар полностью окупается, даже в том случае, если он сделает его более мощным. Кроме того, у "самоделкина" из Беларуси уже много планов на будущее – например, установить более мощный батареи, другой электродвигатель и контроллер. И пусть пока что электрический Citroen не слишком впечатляет своими характеристиками. Главное, что Сергей Русаков доказал, что построить электромобиль можно и своими руками – было бы желание и немного денег.
Фото: Павел Мурашко / Tut.by