РИА Новости 4 ноября 2017

Эксперты рассказали о тонкостях оформления европротокола при ДТП

Фото: РИА Новости
Оформление дорожно-транспортного происшествия по европротоколу — без вызова сотрудников полиции — становится все более популярным, о его особенностях и юридических аспектах рассказали редактор журнала "За рулем", автоэксперт и юрист Сергей Смирнов и начальник управления методологии страхования Российского союза автостраховщиков (РСА) Михаил Порватов на семинаре по европротоколу в Москве.
Европейский протокол — это оформление документов о ДТП без вызова сотрудников полиции, что дает возможность самостоятельно зафиксировать факт ДТП для обращения в страховую компанию за получением возмещения и оперативно разъехаться, не создавая заторов на дороге. Такая практика широко применяется во многих странах мира, ежегодно экономя водителям тысячи часов, и теперь активно развивается в России.
Однако воспользоваться этой процедурой можно, только если ДТП произошло с участием не более двух автомобилей, напоминает РСА, а также не причинен вред жизни и здоровью водителей, пешеходов и пассажиров, не был нанесен ущерб другому имуществу, кроме автомобилей участников ДТП, и если ответственность каждого из водителей на момент ДТП была застрахована по ОСАГО, причем страховка должна быть оформлена именно на ту машину, которая участвовала в ДТП. Максимальный размер возмещения в рамках европротокола составляет 50 тысяч рублей.
Объем возмещения
"Как на глаз определить, что сумма причиненного ущерба укладывается в 50 тысяч рублей? Хорошо, когда водитель понимает и может самостоятельно оценить, что и сколько стоит. Один из возможных вариантов — звонок близким или в автосервис с объяснением ситуации, и, по возможности, переслать фотографии повреждений. Но мы не можем на глаз определить характер скрытых повреждений. Если есть сомнения, то в этой ситуации есть смысл просто зафиксировать положение машин и отправиться для оформления в дежурную часть ГАИ. Тогда лимит по имущественному вреду составляет в рамках ОСАГО 400 тысяч рублей", — говорит Смирнов.
В конце сентября Госдума приняла в первом чтении законопроект, увеличивающий максимальное страховое возмещение при ДТП, оформленном по европротоколу, до 100 тысяч рублей. Также предлагается ввести возможность оформления ДТП без выезда сотрудников ДПС даже в том случае, если нет согласия между двумя участниками о том, кто из них прав, кто виноват. Однако в таком случае придется зафиксировать обстоятельства аварии с помощью технических средств, подчеркивал замглавы Минфина Алексей Моисеев.
"Мы очень надеемся, что он не будет принят. Дело в том, что ситуация на рынке ОСАГО сейчас очень сложная сама по себе, было много нововведений, даже в этом году. Как-то с этим надо разобраться, переварить, и потом уже можно модернизировать дальше. Действительно, что касается разногласий в европротоколе (в части вины участника ДТП — ред.), эти документы приходят страховщику, и что он должен делать? Его возможности по расследованию ограничены, так как все уже произошло, поэтому эта ситуация для нас непонятна", — говорит Порватов.
С 1 октября 2014 года вступил в силу так называемый "безлимитный европротокол", которым можно воспользоваться, если ДТП произошло на территории Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга или Ленобласти и факт ДТП зафиксирован с помощью фото или видеосъемки транспортных средств и их повреждений, а также имеются данные о положении транспортных средств при ДТП, зафиксированные с применением технологий глобальных спутниковых навигационных систем, напоминает РСА.
Тонкости оформления
Говоря о нюансах поведения на дороге при оформлении ДТП в рамках европротокола, Смирнов обращает внимание на необходимость как можно быстрее освободить проезжую часть после аварии.
"Правила дорожного движения однозначно говорят о том, что, если вы столкнулись с другим автомобилем и препятствуете проезду другим транспортным средствам, вы обязаны поскорее освободить проезжую часть. Но необходимо сначала зафиксировать положение машин: взяли простой лист бумаги, изобразили и отъехали. Это нужно, чтоб самим потом не забыть. Или сфотографировали и освободили проезжую часть, встали на обочину, чтоб никому не мешать. Если вы этого не сделаете и будете заполнять бланк европротокола прямо на месте ДТП и попадется инспектор, патрулирующий участок, он может оштрафовать вас на 1 тысячу рублей", — поясняет Смирнов.
Пострадавший после заполнения извещения о ДТП обращается в свою страховую компанию, подает бланк извещения, заявление о страховой выплате и показывает автомобиль — эксперту от страховой компании нужно осмотреть все повреждения, зафиксировать их и в дальнейшем определить стоимость ремонта, объясняет Смирнов.
Что касается действий виновника ДТП, он тоже обращается в свою страховую компанию с бланком извещения в течение 15 дней, говорит эксперт. "Можно также отправить по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения. Это самое важное, потому что если просто отправить по почте письмо с вложенным извещением, доказать потом сам факт этого действа будет очень сложно. Поэтому либо надо везти этот бланк извещения самому, либо сделать опись вложения", — подчеркнул он.
Смирнов также отмечает важность проверки оригинальности полиса ОСАГО виновника ДТП. "Можно сделать намеренную ошибку, указывая страховой полис (в извещении). Второй водитель не проверил, поверил на слово, обращается в страховую, где ему говорят — извините, по этому полису другой автомобиль, вас обманули. Надо проверять все графы в извещении перед подписанием", — говорит эксперт.
По его словам, если участники ДТП отъехали с места аварии для заполнения протокола и при проверке выясняется, что полиса ОСАГО у виновника нет или полис оформлен на другую машину, то не соблюдено одно из условий оформления ДТП по европротоколу, а значит, участники аварии отправляются на ближайший пост ДПС.
Несмотря на описанные выше нюансы этой процедуры, доля водителей, оформляющих ДТП по европротоколу, в России выросла за девять месяцев этого года на три процентных пункта до 32% от общего числа оформляемых аварий, следует из данных РСА. За указанный период европротокол оформили 389 тысяч автовладельцев, сумма выплат по этой процедуре в рамках прямого возмещения убытков составила 8,6 миллиарда рублей (+8,6% по сравнению с январем-сентябрем 2016 года). Средняя выплата при оформлении европротокола составила 22,7 тысячи рублей против 22,5 тысячи годом ранее.
 Ещё 61 источник 
Комментарии
43
Читайте также
Какие ошибки допускают водители при регулировке зеркал
Россияне ищут вакансию продавца «незамерзайки»
1
Как водители противостоят зиме
1
ТОП-12 самых распространенных проблем с автомобилем
1
Последние новости
Как в России отреагировали на признание Бутиной
В Финляндии рассказали о позиции страны по "Северному потоку — 2"
Снявшийся с Порошенко десантник объяснил появление шеврона СС на форме