Водителей грузовиков ждут новые проверки
Водители, управляющие грузовиками и автобусами, раз в пять лет будут подтверждать «квалификационные навыки» в специальных центрах. Эта норма заложена в законопроекте Минтранса и МВД. Подготовку документа подтвердил глава полиции Владимир Колокольцев. Новая норма необходима для снижения аварийности с участием большегрузного транспорта. Тем временем законопроект, как выяснил “Ъ”, вызвал межведомственные споры: против инициативы выступил Минтруд.
О ситуации с водителями-профессионалами в интервью «Известиям» рассказал глава МВД Владимир Колокольцев. По его словам, на данный момент водители, управляющие легковыми авто и тяжелыми грузовиками-автобусами, по сути, обладают «одними и теми же навыками». «Всем понятно, что последствия аварии с участием большегрузных машин или пассажирского транспорта гораздо тяжелее, чем в авариях с участием индивидуальных владельцев,— заявил он.— Психоэмоциональные и физические нагрузки у водителей большегрузного транспорта и пассажирских автобусов неизмеримо больше, чем у водителей личных автомобилей». По его словам, для решения проблемы Минтранс вместе с МВД собираются в ближайшее время изменить правила таким образом, «чтобы гражданин, работающий в сфере грузопассажирских перевозок, периодически подтверждал квалификационные навыки». «Считаю, что это положительно скажется на уровне аварийности и безопасности дорожного движения в целом»,— заявил господин Колокольцев.
Проблема с низким уровнем подготовки водителей-профессионалов (управляющих грузовиками и автобусами) обсуждается властями уже несколько лет. В марте 2016 года проблема поднималась на президиуме Госсовета при участии президента Владимира Путина, по итогам которого вышло поручение подготовить план по совершенствованию профессиональной подготовки водителей, перевозящих пассажиров и грузы. В октябре 2016 года первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил МВД, Минтрансу и другим ведомствам подготовить законопроект, закрепляющий обязанность водителей проходить регулярную переподготовку или повышение квалификации.
Первая версия законопроекта (поправки вносятся пакетно в несколько законов) была опубликована Минтрансом еще в июле 2017 года на Regulation.gov.ru. Суть документа сводится к следующему: желающий работать по найму водитель должен будет проходить «независимую оценку квалификации» в специальных центрах, которые, по итогам проверки, будут выдавать гражданам соответствующие свидетельства со сроком действия на пять лет. Компании, нанимающие водители для перевозок, должны будут, в свою очередь, проверять наличие таких свидетельств у своих работников. Закрепляется также, что Минтранс готовит и утверждает программы повышения квалификации водителей-профессионалов.
Тем временем, как стало известно “Ъ”, закононопроект вызвал межведомственные споры. Дело в том, что значительная часть поправок Минтрансом вносится в Трудовой кодекс РФ. Связаны они с тем, что независимая оценка квалификации в специализированных центрах сегодня является добровольной, но для будущих водителей-профессионалов Минтранс хочет сделать ее обязательной. В письме Минтруда в Минтранс (есть у “Ъ”) подчеркивается, что оценка квалификации происходит на добровольной основе, а заключение, выдаваемое центром, лишь «подсказывает соискателям, какие навыки и умения надо приобрести, чтобы в дальнейшем пройти профессиональный экзамен». Работодателям такое заключение помогает «планировать кадровую политику и обучение работников». В связи с этим Минтруд проект закона не поддержал. Дальнейшая судьба законопроекта пока неизвестна, в Минтрансе оперативный ответ на запрос “Ъ” не предоставили. По данным “Ъ”, Межрегиональная ассоциация автошкол предложила властям другую схему (соответствующее письмо направлено в Минтранс) — обязать водителей-профессионалов проходить регулярную проверку знаний не в центрах независимой оценки, а в образовательных организациях.
«Мы уже давно говорим про то, что водители-профессионалы должны регулярно подтверждать квалификацию, и хорошо, что в этом направлении делаются первые шаги,— заявил “Ъ” координатор ассоциации "Дальнобойщик" Валерий Войтко.— Но, по моим ощущениям, на организацию всего этого процесса уйдет не менее двух-трех лет. Сейчас мы имеем лишь довольно странный законопроект Минтранса, который мало кто понимает. Не даны ответы на вопросы: где проводить проверку, какова матчасть, программы обучения и т. д. Ведь не секрет, что во многих регионах нет материально-учебной базы для повышения квалификации таких водителей, как будет решаться эта проблема?» По мнению господина Войтко, пока есть риск, что решения по перечисленным вопросам могут быть приняты «кулуарно, в тиши кабинетов, чиновниками, которые в перевозках мало что смыслят». «Все эти документы должны быть выработаны профессиональным сообществом или как минимум при его активнейшем участии»,— отмечает господин Войтко.