Центральная обходная

В пятницу открыто движение автомобилей по первому участку Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД). Трасса станет одним из крупнейших за последние пару десятилетий инфраструктурных проектов, но воспользоваться можно пока только обходом Звенигорода. Через год власти обещают открыть 125-километровый отрезок на западе и юге Подмосковья, а к концу 2019 года — и всю 339-километровую трассу. Поскольку большая часть ЦКАД будет платной, эксперты уже сейчас говорят о необходимости максимально точно рассчитать тариф.

Открыт для движения первый участок ЦКАД
© Геннадий Гуляев / Коммерсантъ

Первый участок ЦКАД открыли министр транспорт Максим Соколов, губернатор Подмосковья Андрей Воробьев и глава госкомпании «Автодор» Сергей Кельбах. Речь идет о 3,6-километровом обходе Звенигорода. Раньше через город ежедневно следовало 40 тыс. автомобилей, включая грузовики, пояснил господин Воробьев, что не устраивало жителей. Теперь транзитный транспорт поедет по новой четырехполосной дороге со скоростью 60 км/ч. Ранее, отметим, строительство дороги вызвало недовольство жителей одного из микрорайонов Звенигорода: господин Кельбах заявил, что по их просьбе высота шумозащитных экранов, отделяющих дома от трассы, была увеличена с 3,5 до 6 м.

Запуск обхода Звенигорода имеет скорее символическое значение для проекта ЦКАД. Идея этой дороги обсуждалась экспертами с начала 2000-х: магистраль нужна для разгрузки малого и большого бетонных колец, особенно на фоне массовой застройки Подмосковья. С 2011 года реализацией проекта занимается «Автодор». На строительство ЦКАД выделено около 300 млрд руб., включая средства ФНБ. При этом «Автодору» пришлось столкнуться с серьезными трудностями: в 2014 году сменился один из подрядчиков, в результате строительство было частично заморожено, а в 2015 году Счетная палата выявила, что деньги на ЦКАД расходуются «неэффективно».

Участки между Ленинградским и Киевским шоссе (строит компания «Аркс») и между Киевским и Варшавским шоссе (строит Crocus Group) общей протяженностью 125 км будут открыты в декабре 2018 года, заверил “Ъ” Сергей Кельбах. Секции, соединяющие Ленинградское и Варшавское шоссе (строят структуры ДСК «Автобан»),— в конце 2019 года.

Заместитель главы общественного совета при подмосковном минтрансе Андрей Мухортиков отмечает, что секция ЦКАД между Ленинградским и Киевским шоссе отличается от остальных сохранением светофоров в отдельных местах. «Но сильных пробок образовываться не должно, так как проезжая часть расширяется вдвое,— говорит он.— Меня больше беспокоит, что пока что в проект этой секции не включено строительство железнодорожного путепровода в Голицыно. Если схема движения сохранится в нынешнем виде, весь поток транспорта ЦКАД упрется в древний переезд с очень низкой пропускной способностью». «Риском» господин Мухортиков называет также будущую цену за проезд. Напомним, все участки ЦКАД планируется сделать платными, за исключением секции, курируемой «Арксом» (куда входит и открытый в пятницу обход Звенигорода). В 2013 году Сергей Кельбах в интервью “Ъ” говорил, что в основу финансовой модели ЦКАД заложена цена 2,32 руб. за километр. Глава Минтранса Максим Соколов, в свою очередь, в июне 2017 года отметил, что стоимость проезда утвердят после выбора единого оператора магистрали. «Если цена будет слишком высокой, транзит не пойдет по кольцевой дороге и транспортный эффект от нее будет ниже ожидаемого,— говорит Андрей Мухортиков.— Но я надеюсь, что у государства получится подружить аппетиты бизнеса с интересами региона и страны».

В пятницу «Автодор» обнародовал даты запуска других участков платных дорог. В частности, по словам Сергея Кельбаха, в мае 2018 года будет открыт участок М11 в обход Солнечногорска и Клина. Сейчас, напомним, в составе платной магистрали Москва—Петербург функционируют отрезки МКАД—Солнечногорск и обход Вышнего Волочка.