Войти в почту

5 причин, почему мы ненавидим кроссоверы

В музыке кроссовер – это смешение двух стилей, а для нас, автомобилистов, это, конечно, смешение нескольких автомобилей. То ли внедорожника с чертами городского универсала/хэтчбека, то ли наоборот. Все мы, по своему, конечно, любим кроссоверы за их универсальность, и цифры продаж тому явное подтверждение, но сейчас давайте поразмышляем, за что мы их терпеть не можем.

Почему мы ненавидим кроссоверы
© Motor.ru

Ситуация вокруг кроссоверов пронизана раздражающими вещами, как эфир Владимира Соловьева. Садясь за их руль, люди сходят с ума. Расталкивая «Матизы» с пиццей они проезжают по школьной экскурсии на пешеходном переходе, потому что начались скидки в Л'Этуаль. А вечером, паркуясь у дома, встают одним колесом на бордюре, а другим – на детской карусели.

При этом сами кроссоверы обычно более прожорливые, чем традиционные легковушки, и выбрасывают в атмосферу больше вредных веществ, потому что имеют лишний вес и аэродинамику Саяно-Шушенской ГЭС.

Ах да, мы еще забыли съязвить в адрес «вседорожных» моделей Bentley, Porsche, Lamborghini и Rolls-Royce, но пока мы попробуем успокоиться и ограничимся несколькими главными причинами нашей всепоглощающей ненависти.

Высокая добавленная стоимость

Чтобы проиллюстрировать этот аспект, можно вспомнить историю модели Qashqai, которую придумали в офисе Nissan, когда столкнулись с убытками на британском заводе в Сандерленде. Выпускавшаяся там европейская версия модели Almera продавалась плохо и приносила убытки, и над филиалом нависла опасность закрытия.

Рассчитывать на увеличение спроса на «Альмеру» не приходилось – оставалась придумывать, как зарабатывать на каждой машине больше. После мозгового штурма сотрудники пришли к выводу, что им очень нужна массовая модель, которая в производстве будет обходиться примерно как городской хэтчбек, но сможет продаваться по более высокой цене. В общем, они придумали Qashqai.

Покупатели расценили высокий дорожный просвет как достаточное основание для того, чтобы заплатить больше, а конкуренты быстро поняли, что если не поторопятся, то проморгают тренд десятилетия. А ведь задолго до этого из-за высокой доходности автомобилей класса SUV в США буквально озолотилась «Большая тройка». Так что кроссоверы позволяют компаниям больше зарабатывать, а нам – больше тратить.

Отсутствие драйверского духа

Большинство современных кроссоверов построены на базе легковых платформ и это хорошо – легковушки сразу разрабатываются так, чтобы ездить на них было приятно и безопасно в первую очередь по асфальтированным дорогам. Поэтому от большинства врожденных недостатков настоящих внедорожников ("длинный" руль, валкость, слабые тормоза) кроссоверы оказываются избавлены еще на стадии проектирования.

С другой стороны, кроссоверы должны вмещать больше груза, должны быть просторнее и удобнее внутри и обязаны не боятся плохих дорог. И это влечет за собой целый ряд недостатков.

Проблема в том, что найти удачный компромисс между комфортом и управляемостью разработчикам кроссоверов удается далеко не всегда. Высокий центр масс (и сама возросшая масса более крупного кузова) заставляет машину сильнее крениться в поворотах, а необходимость справляться с разбитым асфальтом вынуждает инженеров «распускать» подвески, что опять же негативно сказывается на удовольствии от управления таким автомобилем. И пусть некоторым импульсивным владельцам кроссоверов кажется, что они выглядят в потоке как гонщики, на деле это похоже на бег с препятствиями верхом на носороге.

При этом любые попытки заставить кроссовер ехать с азартом легковушки приводит к тому, что дорожный просвет сокращается до смешных цифр, а подвеска превращается в камень, отчего комфорта на проселке, ради которого и был придуман этот класс автомобилей, не остается. От слова «совсем».

«Способности» на бездорожье

Простонародное прозвище «паркетник» как-то сошло на нет, хотя реальный дорожный просвет некоторых кроссоверов под защитой двигателя составляет меньше 150 миллиметров. У других хромает геометрическая проходимость (вам же нравятся красивые блестящие бамперы, да?) и машина в буквальном смысле «ест» землю губой переднего бампера. Или оставляет задний в безобидном с виду сугробе.

При этом полноприводная трансмиссия (если она вообще имеется) зачастую не выдерживает сколько нибудь серьезной нагрузки: греются вариаторы, муфты, тормоза и автомобиль становится переднеприводным. Настоящее железо для преодоления бездорожья (вроде межосевых и межколесных блокировок) имитирует электроника (с переменным успехом), а в качестве бесплатного утешительного приза нам, как всегда, дарят что-то ненужное – вроде системы помощи при спуске с горки. Такую же полезную, как система антиопрокидывания холодильника или встроенный прикуриватель для стиральной машины.

Вы ее хоть раз включали? (Если да, напишите в комментариях, зачем).

Недокроссоверы

Надо признать, что кроссоверы – это в первую очередь мода. Или даже нездоровое увлечение. Ведь родился этот класс автомобилей не в России или Эфиопии, где с дорогами действительно не очень, а в странах, где этой проблемы не существует. Впрочем, встречаются в автомобильном мире и более странные формы жизни – машины, которые под кроссоверы маскируются, как ложные опята и лисички.

Ведь если немного приподнять обычный хэтчбек над дорогой и украсить по кругу черной «юбкой», то его можно продавать дороже (см п1)! При этом полный привод у таких машин не предусмотрен в принципе ни за какие доплаты.

В природе это называется мимикрия и позволяет какому-нибудь листохвостый геккону прикидываться тем, кем он не является, заслужив свое скромное место в эволюции. С другой стороны, в черную защиту бамперов, порогов и днища надо бы одевать каждую машину, приезжающую в Россию, от Fiat 500 до Rolls-Royce Phantom. Правда, кроссовером она от этого все равно не станет. /m