Bentley особого назначения

В средневековой Англии французский язык служил языком общения аристократии, как одно из значимых наследий завоеваний норманнов. Отсюда и исконно местная традиция: объявлять о смене персоны главного сюзерена стало произноситься на языке галлов.

Bentley особого назначения
© РИА Новости

Весной 2012 года на Женевском автосалоне компания Bentley, традиционно считающаяся, что «Rolls Royce для тех, кто еще не настолько стар, чтобы спать на заднем сиденье», объявила о вторжении в стремительно набравший популярность сегмент внедорожников со своим концептом «Bentley EXP 9°F».

Чуть больше года спустя компания подтвердила, что новая во всех смыслах модель будет производиться все там же, в самом сердце Англии — в городе Крю (Crewe). Несмотря на планируемое начало поставок серийных автомобилей только весной 2016-го, на протяжении 2014-2015 гг. были раскуплены все квоты на несколько лет вперед.

Самый первый серийный экземпляр традиционно получила королева Елизавета II. А вот как спорили инкогнито за место в очереди русский олигарх и саудовский принц, мы вряд ли узнаем, но все же есть надежда, что и тут наши не ударили лицом в грязь — ведь принцы никогда не знали, что такое дефицит и как с ним жить, чтобы холодильник и гараж с трудом закрывались.

До недавнего времени любимой моделью авто английской королевы на отдыхе в своих поместьях был Range Rover: не Lexus LX570 же ей было любить — такого дражайшие подданные могли и не простить, как не простили в середине XVII века замашки Карла I, активно сопротивлявшегося пониманию запросов уже крепко сформировавшегося класса буржуазии.

Нет сомнения, что подобные тонкости прекрасно знали в штаб-квартире Bentley, несмотря на то что свою официальную историю марка ведет всего с января 1919-го. По сравнению с Rolls Royce, за пределами Соединенного королевства Bentley известна чуть меньше, но это вина не ее, а скорее традиционного английского уклада – на официальных мероприятиях члены правящего дома передвигаются на Rolls Royce. А вот в свободное время молодой принц за рулем Bentley Continental будет смотреться вполне органично.

И тут мы приходим к пониманию причин зарождения самой концепции внедорожника от Bentley.

С одной стороны, аристократы и просто богатые мира сего хотят иметь королевский комфорт даже в автомобилях, но с другой стороны – вулканическое происхождение Великобритании как острова зачастую не позволяет им добраться до излюбленного места для пикника пусть в шикарном, но рассчитанном на лондонские улицы помпезном седане.

В этом обзоре и подход к тест-драйву Bentley Bentayga будет немного иным. Заявлено, что это «самый роскошный, самый быстрый и дорогой SUV». В большинстве случаев сравнения укладываются в формулу «владельцы дешевых вещей активно ищут в них достоинства, а владельцы богатых – неспешно и лениво недостатки».

В нашем же случае такой подход недостоин короля внедорожников, хотя некоторые пятна на королевском солнце мы, конечно же, отметим. Из вредности. Или из принципа. Ведь не герцоги и графы казнили Карла I, а «простые лавочники». И Александр Дюма в продолжении саги о «Трех мушкетёрах» те события аналогично описывает. Значит, можно верить.

Здесь нет места никаким альтернативным вариантам – только классические бензиновые и дизельные двигатели внутреннего сгорания.

Сегодня будем ездить только на бензиновых. Про двигатели на тяжелом топливе напишем отдельно (хотя, положа руку на сердце – им тут не место, но опять же печальная судьба Карла I… обязывает иметь и такую строчку в прайсе).

А бензиновое сердце достойно великана из древних сказок – могучий W12 с двумя турбинами и прямым впрыском топлива в цилиндры, на 6л рабочего объема, его мощность – «достаточная», как принято писать в этих кругах, но для объективности намекнем – это чуть более 600 л.с. и 900 Нм крутящего момента. Уступкой экологам стала система отключения части цилиндров при неполной нагрузке. Его же можно увидеть под капотами Audi A8L, Bentley Continental GT, Volkswagen Phaeton.

С таким шикарным потенциалом по динамике разгона (с места до 100 км/ч – 4с, с 100 км/ч до 200 км/ч – 6с) Bentayga может поспорить разве что с болидами Ф1 или отдельными суперкарами ручной работы.

Но и здесь есть интересная особенность – до 100 км/ч, благодаря массе под 2,5 т, внедорожник разгоняется зачастую быстрее легких конкурентов – их малый вес банально не дает использовать весь потенциал сцепления с дорогой. Да, они догоняют потом, когда спидометр уже начинает приближаться к ограничителю, но, будем откровенны, столь безумные скорости — это удел даже не формально безлимитных немецких автобанов, а специализированных гоночных трасс.

Если откровенно признаться, то автор этих строк с трудом контролировал «Ягуар» F-Type с 550 л.с. на 1750 кг на сочинском автодроме «Ф-1», имея за спиной 20 лет стажа и несколько специализированных курсов. А тут 2500 кг сухой массы и более 600 л.с. с высоким центром тяжести.

На территории РФ банально нет дорог для таких скоростей. Немного стыдно признаться, но я не устоял перед соблазном табуна элитных лошадей и разогнался на бензиновом Bentayga на пустой в тот момент, свежепостроенной трассе в Карелию почти до 300 км/ч.

Такая мощь для фактически кроссовера — это что-то запредельное. Всего два слова с пассажирами – а спидометр уже у ограничителя, они не успевают возразить зачастую. Мимо промелькнул наряд ДПС – подозреваю, что они не смогли считать номера, в лучшем случае радар смог показать, что он такую скорость замерять не научен (как правило, у ручных приборов предел – 250 км/ч). Пустячок, но приятно!

По паспорту максималка принудительно ограничена 301 км/ч, хотя «под педалью газа еще что-то есть», так что мощность действительно достаточная. Штатные шины Pirelli PZero на таких режимах — уже далеко не эталон управляемости, это отмечали и английские журналисты, традиционно опробовавшие новую модель от Bentley одними из первых.

Явно просится специализированная резина из «формульного» мира, но она не разрешена для эксплуатации на дорогах общего пользования. Отсюда, видимо и растут ноги у ограничения. Явный намек на «Господа, мы понимаем ваши амбиции, но быстрее нельзя — и принцам нельзя, и олигархам нельзя и даже профессионалам не стоит». Совет основан не на пожелании соблюдать ПДД в любой стране, где вы ездите на Bentayga, а на банальном расчете – при типичной скорости реакции водителя в 1 секунду, авто, несущееся под 300 км/ч, за эту самую секунду проходит целых 83 метра. А фактически вы только останавливаться все полкилометра будете, хотя к тормозам претензий нет – они справляются отлично для таких скоростей, тут основной вопрос в возможностях резины.

Адаптивная пневмоподвеска и полноприводная трансмиссия на основе дифференциала Torsen постараются сделать все, чтобы сидящий за рулем почувствовал свое превосходство не только на высоких скоростях, но и при каждом старте со светофора – Bentayga напоминает повадками пришпоренного мустанга – приседает назад и привскакивает вверх и вперед.

Остается лишь не испугаться ураганной динамики и двумя руками держать руль, иначе траектория разгона может пересечься с каким-нибудь деревом или столбом. А про стоявшие у стоп-линии «Лексусы» или «Гелендвагены» можно не вспоминать – они еще долго по меркам Bentley будут оставаться там, где вы их видели в последний раз.

Но и подождав отставших у съезда с асфальта, Bentaуga вовсе не переместится в арьергард, разве что хозяину станет жалко повредить бампера – лишь из-за большой общей длины в геометрической проходимости этот Bentley уступит пальму первенства. В остальном же огромные ходы подвески, наличие блокировок дифференциалов и хорошо обученной вспомогательной электроники вкупе с потрясающим запасом мощности честно отрабатывают свои немалые деньги.

И все же Bentayga создана не для демонстрации достижений в «науке и технике», она сотворена как очередной «эверест» в автомобильном мире, хотя и названа в честь не такой высокой горы, ведь начинка здесь во многом родственна Audi Q7.

Машина создана для зависти, ненависти, недоумения, злости – для любых чувств со стороны окружающих, кроме равнодушия.

Любой классический Rolls Royce или Bentley Continental со стороны владельцев люксовых внедорожников не вызывал таких эмоций – да, дорогой, стильный, престижный… но всего лишь седан.

А теперь на перекрестке рядом с Range Rover или Lexus LX «в полном фарше» может остановиться внедорожник, дороже которого в радиусе нескольких кварталов просто нет! А чтобы его купить, надо продать несколько «бешеных» Range Rover Sport SVR. Искренне обидно! Можно поставить в ряд несколько Ferrari или Cayenne – и все равно они будут дешевле, разве что некоторые Bugatti не станут так бледно выглядеть.

И экстерьер Bentayga в первую очередь претендует не на красоту как таковую, а работает на фундаментальную узнаваемость стиля марки. Явный намек на роскошь и «породу» выдержан практически безупречно.

Процесс езды по российским городам приятен практически до идеала – такую вежливость окружающих участников движения вряд ли могли представить даже составители учебников по вождению, вокруг Bentayga чаще всего незримо соблюдается «пояс пустоты», а перестроение в соседний ряд можно выполнять без подготовки – вы только подумали, а место уже свободно. Разве что с коптящими «КамАЗами» надо быть осторожнее – им терять уже нечего, дурного железа много – могут и на таран пойти на почве классовой ненависти.

Традиционная для Bentley роскошь салона и высочайшее качество отделки даже самой мелкой строчки на спинке сидений никуда не делись — впрочем, в Crewe по-другому работать просто не умеют. И, кстати говоря, этот аргумент стал решающем в выборе места производства, ведь первоначально была задумка запустить новую модель параллельно с соплатформенным Touareg на заводе в Братиславе. Себестоимость была бы ниже, но цена в нашем случае далеко не главный фактор. Подумайте сами, многие ли владельцы Bentayga захотят рассмотреть, что у нее там под капотом или еще ниже?

Специалистам, конечно же, все станет ясно очень быстро – налицо максимальная унификация с VAG-овской платформой MLB. Не самое плохое родство, ведь на ней скоро выйдет и Lamborghini Urus, которому шутники уже предвещают большую популярность в похожем по названию чеченском городе. Но ювелирные украшения на крышках заливных горловин для технических жидкостей и отдельный компрессор для запаски с фирменным логотипом и обслуживающему персоналу постоянно напоминают о «первом среди равных».

Инструкция с перечислением всех возможностей только оснащения салона немногим отличается по толщине от романа Льва Толстого «Война и Мир», причем еще в старой, дореволюционной орфографии.

Почти две сотни специализированных микропроцессоров обеспечивают комфорт любого пассажира, а к услугам водителя, в котором Benley традиционно видит хозяина, предоставлены почти 600 (!!!) вариантов регулировок отдельных частей сиденья, массажей, кондиционирования, анатомического обогрева.

Так и просится личный мануальный терапевт на заднее сиденье с инструкцией в руках. Разве что футляры для очков пока без электроники – это выточенные из цельного куска чугуна сундуки, охромированные так прилежно, что этого материала хватило бы на пару «Жигулей» еще советских времен.

Руль и даже архаичные рычажки управления соплами обдува по качеству исполнения и эргономике близки к произведениям искусства, здесь явно видна прочная и качественно проработанная связь старых традиций и современных решений.

Впрочем, англичане не были бы англичанами, если бы не привнесли долю своего особенного видения, что в некоторых случаях вызывает удивление, но чуть позже может послужить хорошей темой для общения за покером в закрытом клубе.

Если штатное зарядное устройство для аккумулятора владельца мало заинтересует (до тех пор, пока он разок не сумеет завестись на глазах у всех после игры в гольф-клубе), то как объяснить наличие трех спидометров?

В основной секции – вопросов нет, проекция на лобовое стекло – дань моде, но третий дубль на дисплее? Для впечатления пассажиров? Впрочем, там зачастую может сидеть начальник охраны или личный референт, им эта информация может быть полезной. Или — невозможность работы с USB-флешками для воспроизведения музыкального контента. Записывайте все на встроенный HDD-диск или пользуйтесь двумя слотами для карт в формате SD! Странно? Вовсе нет, торчащая из гнезда флешка испортит дизайн салона, а любимую музыку заранее зальет референт.

Но главная задача Benley Bentayga – не быть дорогой, хотя и удобной для повседневной эксплуатации игрушкой богачей и аристократов, а служить символом Британской империи, как когда-то служили этим же целям представительские лимузины «ЗиЛ» в СССР или служат китайские Hongqi. И цена тут мало значит, престиж страны в деньгах оценить невозможно.