4 декабря 2017, Коммерсант

Автопром выедет за границу мимо бюджета

Как выяснил “Ъ”, поправки к Налоговому кодексу избавили автоконцерны от сложного выбора при экспорте между обнулением НДС и акцизов или нулевыми пошлинами. Теперь обе льготы доступны одновременно. По подсчетам экспертов, если бы механизм действовал в 2016 году, участники рынка могли сэкономить около 12 млрд руб. Но мера может негативно сказаться на российских поставщиках комплектующих.
По итогам принятых в ноябре поправок к Налоговому кодексу российские автоконцерны-экспортеры фактически получили новые льготы, рассказал «Ъ» источник на рынке и подтвердили в Российском экспортном центре (РЭЦ). Раньше производителей должны были выбирать: либо обнуление НДС и акциза при поставках за рубеж, либо освобождение от таможенных пошлин и налогов на ввозимые импортные компоненты под экспорт. Теперь экспортеры могут пользоваться обеими льготами. Глава РЭЦ Петр Фрадков рассказал «Ъ», что с инициативой по изменению правил в центр обратились производители, обновленный механизм станет «серьезным вкладом в развитие экспорта».
Продвижение автоэкспорта стало одной из приоритетных задачей государства в рамках поддержки российского авторынка на фоне его резкого падения (в 2015 году — на 36%, до 1,6 млн машин, в 2014 году — на 10%, до 2,5 млн машин). После девальвации рубля в конце 2015 года правительство заявило, что необходимо этим пользоваться, наращивая экспорт. Так, в 2016 году глава Минпромторга Денис Мантуров отмечал, что к 2020 году экспорт должен занимать четверть от производства автомобилей (в начале 2016 года составлял 7,7%), но эксперты полагали: с учетом нынешних экспортных объемов и планов концернов это почти невозможно.
По данным РЭЦ, за январь—сентябрь экспорт автомобилей вырос на 26%, до 75 тыс. машин. Наибольший рост — по легковым машинам, а большая часть поставок пришлась на СНГ (59%) и страны Восточной Европы (29%), говорят в РЭЦ. При этом впервые за 15 лет были поставки в страны Залива (Renault поставила туда более 2,6 тыс. собранных в РФ Duster). АвтоВАЗ за три квартала нарастил экспорт на 61,6%, до 18,2 тыс. машин, «Соллерс» в этом году намерен увеличить поставки за рубеж на 5%, до 7 тыс. автомобилей. У КамАЗа экспорт упал за январь—сентябрь на 8%, до 3,05 тыс. грузовиков (за год концерн планировал поставить за рубеж около 5,6 тыс. машин).
Сами автоконцерны пока обновленные условия экспорта комментируют неохотно и всегда готовы просить больше. В группе ГАЗ, например, отметили, что в поддержке экспорта не хватает субсидий на затраты на подготовку производства техники под требования зарубежных рынков (как в России, так и за рубежом).
«Сейчас финансируется НИОКР на экспортные модификации, это очень значимая поддержка, но подготовка производства занимает большую часть затрат», — замечают в концерне.
Также в группе хотели бы поддержки развития сети сервисного обслуживания в экспортных странах.
По данным РЭЦ, на поддержку транспортировки (на экспорт до границы) по итогам года концернам будет выделено 2 млрд руб., на сертификацию и омологацию до конца года — около 1,5 млрд руб., на выставочную деятельность — 128 млн руб. В 2016 году объем господдержки экспорта составил 2,1 млрд руб. В сентябре Петр Фрадков сообщал: в 2018 году запланированы субсидии под создание сервисных центров за рубежом.
Дмитрий Бабанский из SBS Consulting считает, что если бы новый механизм налоговых льгот действовал в этом году, то автопроизводители сэкономили бы 10–12 млрд руб., таким же был бы объем выпадающих доходов бюджета. Но эксперт замечает: отмена пошлин на ввозимые комплектующие под экспорт может негативно сказаться на развитии отрасли поставщиков в РФ, демотивируя спрос на их продукцию.
Оставить комментарий

Главное по темам

Назван самый опасный автомобиль

02:44

Опубликованы первые фотографии новой Toyota Corolla

Вчера, 23:30

Старую «Ниву» превратили во внедорожник

Вчера, 19:19

Впервые в истории EuroNCAP автомобиль получил ноль баллов

Вчера, 17:59

Volkswagen отзывает пикапы в России

Вчера, 17:17

Видеоновости

Статьи

Российские водители отказались от стакана

С начала года на дорогах страны в ДТП погибли около 17,2 тысяч человек, еще 194 тысячи получили различные травмы.

Эксперты: техосмотр не нужен

Ужесточение правил прохождения технического осмотра автомобилей, в определенной степени отменяющее прежние реформы, не изменит ситуацию в целом, сам же техосмотр давно пора отменить, считают эксперты ФБА «Экономика сегодня».

Как снять гаишника на видео и не сесть в тюрьму

МВД России официально разрешило снимать сотрудников ГИБДД на мобильные телефоны, видеорегистраторы и прочие гаджеты. Собственно, запрета такого и не было — была лишь шумиха в СМИ.

Автомобилисты прозрели: полиция не ищет машины

Девушка из Ленинградской области несколько раз выходила на след угнанного Hyundai Solaris. По ее словам, в это время следователи бездействовали.

Какие скидки получат покупатели машин в 2018 году

Госпрограмма утилизации автохлама завершается, льготные кредиты на покупку новых машин, скорее всего, отменят.

Фоторепортажи