Войти в почту

Палки в колеса. Беспилотные электромобили получат 40% рынка

Сегодня предсказывать будущее транспорта — неблагодарное дело, особенно с учетом всей шумихи вокруг трех главных тенденций: электрических двигателей, беспилотных автомобилей и аренды транспортных средств (каршеринга). Как мы будем передвигаться по миру через 10-15 лет, с абсолютной уверенностью не может сегодня сказать никто. Но эксперты автомобильной промышленности консалтинговой фирме Boston Consulting Group уверены в одном: к 2035 году источник дохода в данной отрасли радикально поменяется, а о традиционных автопроизводителях все забудут. Как утверждают в фирме, к тому времени на новые транспортные технологии, такие как беспилотные транспортные средства, электрические автомобили и их компоненты, а также сервисы для совместного использования транспорта будет приходиться 40% всех доходов данной сферы. В то же время привычные сегодня источники дохода как продажа автомобилей, кредитование на их покупку или реализация автозапчастей будут иметь для отрасли в целом все меньшее значение. Томас Даунер, ведущий эксперт фирмы по глобальному автомобильному рынку полагает: «Оригинальные производители автомобильного оборудования ощущают огромное давление со стороны новых и не намеренных сбавлять обороты игроков рынка — это и поставщики, и платформы каршеринга, и технологические гиганты, а также города, которые активно вводят предлагаемые новшества в свою повседневную жизнь». Хуже того, при меняющемся соотношении долей прибыли постоянно сокращаются продажи новых автомобилей. И хотя уровень продаж к 2025 году еще вырастет в силу развивающихся рынков Китая и некоторых других стран, он затем резко упадет и постепенно сократится до минимума, а самым востребованным предложением станут электромобили из каршеринговых сервисов. Однако возможности для бизнеса по-прежнему есть. В целом, если верить Boston Consulting Group, транспортная индустрия продолжит расти: доходы увеличатся с сегодняшних $3,7 трлн до $5,8 трлн к 2035 году. Объемы же прибыли будут увеличиваться на 3% ежегодно — с сегодняшних $226 млрд до $380 млрд к 2035 году, однако бóльшую ее часть будут приносить продажи новых технологий. Для автопроизводителей все это значит лишь одно: нужно увеличивать инвестиции в ключевые сферы, такие как технологии беспилотного управления, производство батарей питания, создание инфраструктуры для зарядки электромобилей и парков беспилотных такси — все ради того, чтобы получить свою долю грядущей прибыли. Мишель Андерсен, партнер консалтинговой фирмы и соавтор исследования, объясняет: «Оригинальные производители автомобильного оборудования попали во вдвойне трудное положение. Им необходимо, с одной стороны, вкладываться в перспективные направления разработок, а с другой — как-то управляться с падающими доходами от привычных продуктов и услуг». По прогнозам фирмы, автопроизводителям в ближайшие 10-15 лет придется несладко. Электрические транспортные средства отличаются более низкой маржинальностью, чем их бензиновые аналоги. А самые дорогостоящие компоненты в электромобиле — батареи питания — скорее всего будут производить такие компании как Panasonic, LG Chem, NEC и Tesla, поэтому доля прибыли компании-производителя с каждого автомобиля значительно сократится. В то же время маржа с традиционных бензиновых автомобилей упадет в силу нескольких причин. В частности, автопроизводители будут продавать транспортные средства со скидкой, чтобы привлечь покупателей, а также чтобы избежать переизбытка нереализованный продукции, ведь со временем спрос на беспилотные электромобили будет только расти. Тем не менее, у таких компаний как General Motors и Ford остается козырь в рукаве. Их главный источник дохода — внедорожники и семейные автомобили, отличающиеся высокой рентабельностью производства, — продолжит приносить прибыль, так как для подобных автомобилей электрические двигатели и беспилотные системы управления просто не подходят. Разумеется, все зависит от того, в каком ключе транспорт будет развиваться дальше, поэтому к прогнозам Boston Consulting Group следует относиться со здоровой долей скепсиса. По оценкам фирмы, к 2030 году около половины всех автомобилей по всему миру будут иметь электродвигатель (в это число входят также гибриды с бензиновым электродвигателем), а 1 автомобиль из 10 будет самоуправляемым. Boston Consulting Group также считают, что 10% всех пассажиро-миль будут преодолеваться на транспорте из каршеринговых сервисов, в большинстве своем беспилотных электромобилях. Какие же еще сюрпризы готовит нам новый рынок транспорта? Ответа пока нет, но с уверенностью можно сказать, что на кону стоят колоссальные деньги. Перевод Антона Бундина