Войти в почту

Российские конструкторы создали первый в мире алюминиевый авиадвигатель

Алюминий активно используется многими авиационными компаниями при создании авиадвигателей, чтобы облегчить их общий вес и улучшить показатели. Так, компания Porsche ещё в 1985 году выпустила на рынок двигатель Porsche PFM 3200, во многом состоявший из алюминия. Но из-за конструктивных недоработок этот двигатель был снят с производства. При этом некоторые детали двигателей, испытывающие в работе большие нагрузки, до сих пор не удавалось сделать из алюминия, их по-прежнему изготавливают из стали. Российским конструкторам удалось обойти эту проблему. Для этого они использовали специальную технологию плазменно-электролитического оксидирования (ПЭО), разработанную учёными из Института неорганической химии СО РАН. ПЭО — способ поверхностной обработки деталей, позволяющий получать твёрдые износостойкие покрытия на различных алюминиевых сплавах. Во время такой обработки алюминиевые детали подвергаются воздействию плазменных разрядов. В результате на поверхности детали образуется тонкий слой оксида алюминия, известного как корунд. Корунд встречается в природе в составе вулканических магматических пород и характеризуется высокой твердостью и температурой плавления. Именно поэтому покрытые корундом алюминиевые детали также приобретают необходимую прочность и вполне могут заменить стальные в авиадвигателе, сообщает пресс-служба Новосибирского государственного технического университета. Как показали испытания нового двигателя, применение алюминия вместо стали значительно снизило вес двигателя, и он стал легче почти наполовину по сравнению с аналогичными двигателями такой же мощности. В снаряженном состоянии его вес будет составлять около 200 кг. Инженерам также удалось улучшить и другие показатели: так, мощность двигателя выросла на 40 лошадиных сил — до 400 л. с., а расход топлива снизился на 15%. Двигатель будет работать на обычном автомобильном бензине марки АИ-95. Также у него предусмотрена автономная система подогрева. Наземные испытания двигателя успешно состоялись 19 января 2018 года на аэродроме Мочище под Новосибирском. Следующим этапом перед пуском в серию будут испытания заявленного ресурса двигателя, который должен быть не меньше, чем у аналогичных моторов из стали — 2 000 часов. Разработанный двигатель будет устанавливаться на двухместные самолеты ЯК-52, старые двигатели которых уже выработали свой ресурс и требуют замены. Сегодня ЯК-52 используются в качестве учебно-тренировочных самолетов в школах ДОСААФ, а также в коммерческих компаниях и в личном пользовании у граждан. Всего их в РФ насчитывается несколько сотен. Так как цена в серийном производстве нового двигателя будет вдвое дешевле современных аналогов, это сделает его вполне конкурентным на рынке авиадвигателей. Ранее в Центральном институте авиационного моторостроения успешно прошли испытания по определению птицестойкости вентилятора нового российского двигателя для самолетов ПД-14.

Российские конструкторы создали первый в мире алюминиевый авиадвигатель
© Чердак