Ещё
Всплываем?
Фото: Автомобили
Лед, как и положено, тронулся по весне. Март 2017-го стал первым месяцем, когда совокупные продажи легковушек, SUV и легкого коммерческого транспорта пошли вверх. С мая процентный рост уже измерялся двухзначными числами. Стабилизация рубля продула балластные цистерны, а рули на всплытие повернули разворачивавшиеся программы господдержки. Вместе с долго сдерживаемым, но никуда не девшимся желанием россиян дышать полной грудью это дало свой эффект. Плюс 11,9%1 продаж по итогам года вывели нас… на уровень уже катастрофического 2015-го. И это, похоже, потолок, ведь реально располагаемые расходы россиян третий год катились под уклон, и оторвать автомобильный рынок от дна удалось лишь с помощью «домкратов» льготного кредитования, обеспечивших более 50% объема продаж. Разворота тенденции к упрощению структуры рынка не произошло, и она все более напоминает двойную звездную систему, где вампир, низовой массовый сегмент, за счет бОльшей гравитации постепенно подъедает другое светило, premium-сегмент. Доля последнего за 2017-й усохла еще на процент, составив ≈8,9%. В «минусовой» зоне год завершили 5 из 12 крупнейших premium-брендов. Тут прямая связь с другим показателем. По данным Центра макро-экономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), в 2017-м установлен абсолютный рекорд по числу банкротств малого и среднего бизнеса.
На классовом уровне все та же сложившаяся за годы кризиса бинарная система, где рулят модели класса В/В+ и SUV/кроссоверы. Однако в сегменте компактных легковушек устойчивая, как ядро атома, лидирующая шестерка с  Rio и  Solaris во главе аккумулирует львиную долю продаж, а маржинальность таких авто относительно низка, что сужает круг потенциальных конкурентов. Казалось бы, плотнее населенный сегмент SUV/кроссоверов все же более перспективен в бизнес-плане, и число новичков, желающих попытать судьбу, растет вслед за спросом на вседорожники, доля рынка которых за 2017-й увеличилась с 36,2 до 39,1%. Эту тенденцию лучше всего отражает политика китайских компаний, за год почти полностью очистивших свои линейки от компактных легковушек и сделавших ставку на кроссоверы. Правда, большие успехи автопроизводителям из Поднебесной лишь снятся: отсутствие репутации, часто нескромные цены и туманные перспективы перепродажи — не самая выигрышная комбинация.
Путь к полному восстановлению рынка еще долог, но первый, самый трудный, шаг сделан
Да и вообще период затягивания поясов — не время для экспериментов. Еще и поэтому почти каждый сегмент — солнечная система в миниатюре, где вокруг признанной «звезды» вращаются куда меньшие «планеты» и крошечные «астероиды». «Варяжские» компании-лидеры, создавшие в России крупное производство, ревниво оберегали стабильность такого мироздания и вели в 2017-м позиционную войну. В ТОП-10 самых популярных марок все остались при своих, да и за пределами десятки перестановки минимальны. Никто, рванув на груди тельняшку, с криком «Полундра!» не выскочил из обжитого окопа, чтобы взять новую высоту. Не до жиру — быть бы живу. Но и это не гарантировано, когда против тебя применяют ОМП. Бабах! И в декабре взрывает бомбу кратного увеличения утилизационного сбора в 2018-м. Сведения господдержки до программ «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» недостаточно? А роста всевозможных акцизов, сборов, налогов? Впрочем, еще в октябре 2015 года, говоря на 7-й профессиональной конференции российских автодилеров о перспективах электорального 2018-го, главный экономист предупреждала: «Повышение налогового бремени на население, конечно, будет по возможности откладываться, но это новый фактор, влияющий на динамику потребления. Применительно к нашему рынку это означает, что население будет иметь меньше ресурсов на приобретение автомобилей». Не верите? В минувшем декабре вышла с предложением ввести новые налоги в частности на моторные лодки с мощностью двигателя 5-10,88 л.с. и беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой до 30 кг, иначе говоря, дроны. Российский автомобильный рынок оторвался в 2017 году от дна, точно не для того, чтобы, приподнявшись, пробиться на уровень ниже?
Самые популярные модели представительского класса
S-Class
2 603 (1)
-15,0 7 series
1 230 Panamera
+180,1 A8 -43,9 Genesis G90 +345,7 (1) С учетом версий с кузовами седан (в том числе Mercedes-Maybach), купе и кабриолет
S-Class, подсевший на старте года в ожидании летнего масштабного апгрейда, воспрянул после него и никого к себе близко не подпустил. «Бронза» Panamera — в той же мере результат оживления спроса на модель после смены поколений, как и скисания А8, который вот-вот передаст эстафету сменщику.
Самые популярные модели среднего класса
Kia Optima
12 822 +104,0 Mazda6
6 057 +12,9 Mercedes-Benz C-Class
3 833 (1)
BMW 3 series
3 642 Ford Mondeo
2 821 -14,8 Hyundai i40 2 610 -54,9 Passat
2 608 (2)
Audi A4 2 126 (3)
+12,2 Audi A5 1 112 (4)
+31,3 Infiniti Q50 (1) C кузовами седан, универсал, купе, кабриолет
(2) Без учета универсала повышенной проходимости VW Passat Alltrack (продан 201)
(3) Без учета универсала повышенной проходимости A4 Allroad (продано 167)
(4) С кузовами купе, кабриолет, фастбэк
После смены поколений в 2016-м Optima штампует второй кряду чемпионский титул. Прямым конкурентам модели Kia тоже не откажешь во внешней привлекательности, продуманности линейки версий, но в Optima этот набор предлагается еще и по оптимальной цене. В premium-дуэли С-Class vs 3 series победитель не очевиден, поскольку маркетологи BMW раздробили семейство «трешки», превратив хэтчбек 3 GT и купе (4 series) в самостоятельные единицы. Одно ясно: A4 швабско-баварскому дуэту не конкурент. Покупатели не могут отличить модель Audi от предшественницы?
Самые популярные модели бизнес-класса
Camry
28 199 Mercedes-Benz E-Class
6 092 (1)
+15,5 BMW 5 series
4 919 (2)
+11,1 Audi A6 3 049 (3)
Superb
1 881 +34,9 ES 1 668 -18,9 Genesis G80 XF Mercedes-Benz CLS 294 (4)
-41,8 S90 (1) C учетом версий с кузовами седан, универсал (без учета версии повышенной проходимости Allterrain, продано 90), купе, кабриолет
(2) Без учета 5 GT (продано 37)
(3) C учетом версий с кузовами седан, универсал и без учета универсала повышенной проходимости А6 Allroad (продано 98)
(4) C учетом версий с кузовами седан и универсал
Camry уже вросла корнями в высшую ступень пьедестала, но за «серебро» сегмента шла отчаянная борьба между моделями-погодками, E-Class W213 и 5 series G30. В конечном итоге «шваб» взял верх за счет многозвенности семейства «ешек», тогда как собственно «пятерка» BMW представлена в России только седаном. Skoda Superb уступает грандам сегмента в статусности, зато за явным преимуществом побеждает на ценовом поле, и награда в виде почетного пятого места нашла «чеха». Превращение Genesis в отдельную premium-марку, похоже, нисколько не смутило россиян, и бизнес-седан G80 всего за десять месяцев продаж сумел обойти маститых соперников.
Самые популярные пикапы
Toyota Hilux
3 495 L200
1 642 +8,2 (1)
Volkswagen Amarok
Fullback
+469,7 Foton Tunland
+115,7 Isuzu D-MAX +735,7 (1) Относительно модели предыдущего и текущего поколений
В тройке лидеров идут бои местного значения. Вторая тройка, состоящая из недавних дебютантов, пока действует на подыгрыше.
Доли сегментов в объеме рынка’2017 (1)
Компактные легковые модели
26,0%
(-3,1%)
Компактные SUV/кроссоверы
26,0%
(+2,3%)
Малый класс
19,0%
(+0,9%)
Средне— и полноразмерные SUV/кроссоверы
(-1,5%)
Средний и бизнес-класс
(-0,5%)
Малые SUV/кроссоверы
(+2,1%)
Представительский класс
(-0,1%)
Легкие коммерческие модели
(-0,2%)
(1) По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в России (АЕВ) с учетом моделей российских марок
Табель о рангах’2017 (2)
Kia (1)
181 947 +21,7%
Hyundai (2)
157 858 +8,7%
(3)
136 682 (3)
+17,0%
Toyota (4)
94 238 (3)
-0,3%
VW (5)
91 827 (4)
+20,6%
(6)
76 000 (3)
+7,9%
Skoda (7)
62 302 +12,5%
(8)
50 360 (3)
+18,4%
Mercedes-Benz (9)
36 808 -0,2%
(10)
32 071 (5)
+5,3%
BMW (11)
30 018 +9,1%
(13)
25 910 +20,3%
(15)
24 510 +30,6%
Mitsubishi (17)
24 325 +45,1%
Lexus (12)
23 693 -1,8%
(16)
16 964 -2,8%
Audi (14)
16 878 -18,5%
Ravon (31)
15 078 +732,6%
(18)
8 883 -2,6%
Volvo (21)
7 011 +25,5 (20)
6 080 -7,8%
(23)
5 905 +24,1%
(24)
5 001 +10,6%
Infiniti (25)
4 972 +10,1%
(28)
4 931 (3)
+36,9%
Porsche (22)
4 578 -7,7%
(27)
4 377 (3)
+15,1%
(32)
2 435 +39,4%
FIAT (29)
2 323 (3)
+7,6%
(26)
2 234 -50,1%
Jaguar (30)
2 173 +4,8%
Haval (-)
1 894 MINI (33)
1 580 +16,2%
Changan (41)
1 411 +161,3%
Cadillac (34)
1 365 +7,1%
(35)
1 274 +0,4%
Zotye (42)
1 088 +261,5%
Genesis (47)
1 031 +2 141,3%
(40)
+34,2 DFM (36)
-20,7%
(39)
-33,3%
Foton (46)
+660%
(38)
-74,6%
(37)
-89,2%
Isuzu (49)
+735,7%
HTM (-)
(48)
-70,0%
Всего:
1 171 444 (6)
+12,4%
(1) По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в России (АЕВ), с учетом автомобилей российских марок
(2) Продажи моделей зарубежных марок (по данным Комитета автопроизводителей АЕВ)
(3) С учетом легких коммерческих моделей
(4) С учетом Amarok (852) и Caddy (1506)
(5) C учетом ChevyNiva (31 212)
(6) Без учета ряда «малотиражных» марок
I. Марка/место в рейтинге 2017 (2016) г.
II. Число продаж (шт.)
III. Динамика продаж (%)
Всемирный день без автомобиля
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео