Снизить цены на бензин: Путин объявил войну картельным сговорам топливного рынка

Инициатива президента РФ Владимира Путина по возможному снижению цен на бензин через ФАС реализуема с оговорками. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал независимый аналитик Дмитрий Адамидов.

Снизить цены на бензин: Путин объявил войну картельным сговорам
© pixabay.com/PD /
"Цены на бензин зависят в большой мере от акцизов, которые решают сразу несколько задач. Но решать этот вопрос на уровне ценового сговора, а такие найти очень легко, в России проблематично. Ситуация проста: Федеральная антимонопольная служба (ФАС) регулярно проверяет каждый регион на возможность нарушения продавцами топлива закона, выявляет картели. Но эта ситуация для нарушителя напоминает игру в кошки-мышки: возможно, его поймают на нарушении, а может, и повезет. Во втором случае нарушивший закон продавец получит ощутимую прибавку к доходам. ФАС же штрафует нарушителя в пользу государства. На мой взгляд, стоит немного изменить систему штрафов – в первый раз штрафовать в пользу бюджета, в случае повторного нарушения – в пользу потерявших деньги россиян. Это было бы справедливо и заставило бы продавцов рассчитываться с обманутыми клиентами, то есть это удар по репутации", - отмечает аналитик.

Президент России Владимир Путин счел, что в нынешней экономической ситуации в стране есть возможность для снижения цен на бензин. По его словам, цена литра горючего зависит от мировых нефтяных котировок, которые сегодня достаточно высоки – на уровне 70 долларов. Но вторая часть ценообразования – акцизы, доходы от которых идут на ремонт и строительство дорог.

"Всегда за этим должна смотреть ФАС, я поговорю на этот счет с главой ведомства", - пообещал глава государства.

"Государство само не заинтересовано в высоких ценах на горючее – эта мера не только непопулярная, но и экономически неэффективная. Каждый раз примерно через полгода после поднятия акцизов оказывается, что сельхозпроизводителям нужны топливные дотации, чтобы обеспечить плановую работу в посевную или уборочную кампании. Начинают капризничать и авиаперевозчики, требуя разрешения поднять цены на билеты.

Потому на рост стоимости топлива государство в принципе идет неохотно. С другой стороны, иной раз экономические реалии не позволяют этого избежать", - считает специалист.

Нефть и "прокладки"

Глава государства подчеркнул: в отдельных регионах России высокая цена топлива обоснована сложностью доставки и неразвитой инфраструктурой. Традиционно самые высокие цены на бензин отмечаются на Дальнем Востоке - в Якутии и на Чукотке, а также в Южном федеральном округе. Неоднократно о такой проблеме говорили и власти Крыма – на полуостров грузовики с топливом приходится переправлять паромами, что сильно повышает себестоимость горючего. Здесь проблема автоматически решится со вводом в эксплуатацию Крымского моста.

Величина территории России часто ставит перед логистами проблему доставки. К примеру, топливо в Калининград поставляется в основном с Киришского НПЗ в Ленинградской области. Но чтобы доставить топливо от Киришей до Калининграда, требуются серьезные затраты, и в итоге в пункте назначения каждый литр бензина становится дороже на 2-2,5 рубля.

"Большинство АЗС в России работают по франшизе – местные владельцы заправок покупают ее у крупных нефтяных компаний. Взамен обязуются покупать треть или половину реализуемого топлива покупать у заводов этих компаний, остальное "достают" где могут. На том же Северном Кавказе осталось немало полулегальных небольших НПЗ, с которыми можно выгодно договориться. И ценовые сговоры реализаторов – дело довольно прибыльное, так как часто выручка "перекрывает" суммы штрафов.

Большая территория России делает дороже нефтепродукты еще и потому, что каждый нефтеперерабатывающий завод технологически рассчитан на определенный тип нефти. Сернистое сырье из Татарстана просто испортит оборудование завода в Подмосковье. То есть здесь тоже стоит подумать над решением вопросов логистики, которые снимут лишние "накрутки" на бензин и солярку.

При этом нужно понимать: нефтяные компании сами держат сбытовые сети, чтобы обеспечить бесперебойное снабжение топливом потребителей-россиян. И эта сеть реализации большой добавленной стоимости не приносят – основные доходы компании получают от экспорта сырья. Попытки же изменить систему "добыча-НПЗ-реализация" были неудачными. Получается, Владимир Путин дал команду антимонопольщикам "прочесать" всю систему на возможные ценовые сговоры, и вскоре мы увидим, к каким результатам это приведет", - заключает Дмитрий Адамидов.