Докатиться до конфискации: за езду без прав хотят отбирать машины

Конфискацией автомобиля независимо может обернуться повторное вождение без водительских прав. Соответствующее обращение направлено в правительство России. Инициаторы такой меры считают, что наказание в виде 30-тысячного штрафа, либо 15 суток административного ареста не пугает злостных нарушителей. Авторитетный эксперт согласен с необходимостью ужесточения ответственности, однако конфискацию он назвал несоизмеримой мерой наказания.

За езду без прав хотят отбирать машины
© РИА Новости

Ответственность за управление транспортными средствами в отношении лишенных прав водителей, которые, несмотря на запрет, повторно сели за руль, могут серьезно ужесточить. Соответствующее обращение в правительство России направил президент общества защиты прав граждан «Коллективная защита» Марат Аманлиев (документ имеется в распоряжении «Газеты.Ru»).

По мнению правозащитника, видов наказания, которое предусматривается за такое нарушение в настоящее время, согласно 12.7 КоАП России, просто недостаточно.

Сейчас, напомним, управление транспортным средством водителем, не имеющим такого права (за исключением учебной езды), влечет наложение административного штрафа в размере от 5 тыс. до 15 тыс. руб. А за управление ТС водителем, уже лишенным этого права, влечет наложение административного штрафа в размере 30 тыс. руб., либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от ста до двухсот часов.

Аманлиев утверждает, что, согласно практике, суды предпочитают таких нарушителей просто штрафовать. Что касается административного ареста, то его применяют только в исключительных случаях, либо при возникновении общественного резонанса вокруг личности нарушителя.

«Ярким примером можно назвать случай с Марой Багдасарян, в отношении которой неоднократно применяли наказание в виде административного ареста, административного штрафа, обязательных работ, — заявил «Газете.Ru» Аманлиев. — Все это не привело ни к какому значимому социальному результату в виде исправления личности нарушителя и предотвращения последующих правонарушений. Подобные ситуации мажоров абсолютно не страшат и даже напротив, их это забавляет. Фактически законодательно установлено, что лицо, лишенное права управления может каждый день садиться за руль, просто заплатив за это 30 тысяч рублей».

По этой причине правозащитник в своем обращении просит изменить и дополнить ст. 12.7 КоАП России, добавив к списку наказаний конфискацию автомобиля в случае повторного нарушения. А также установить диапазон штрафов для таких «лишенцев» от 30 до 50 тыс. руб.

«Предлагаю изложить ч.1, ст. 12.7 КоАП России в следующей редакции: «Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией транспортного средства или без таковой».

А также дополнить ст. 12.7 КоАП России частью 4 в следующей редакции:

«Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.7 КоАП России («управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами») влечет наложение административного штрафа в размере от 30 до 50 тыс. руб. с конфискацией транспортного средства или без таковой», — говорится в документе.

Причем Аманлиев предлагает изымать автомобили в пользу государства независимо от того, на кого машина зарегистрирована. То есть, даже если за рулем находится вовсе не собственник, судья все равно будет иметь возможность применить такую санкцию, как конфискация.

Исключение, по мнению автора предложения, должны составлять случаи неправомерного завладения транспортным средством лицом, лишенным или не имеющим права управления ТС: например, кража, угон и иные противоправные действия с выбытием транспортного средства из владения собственника вопреки его воле. Проще говоря, речь идет о ситуациях, когда автомобиль был угнан и его владелец не знал и никак не мог предотвратить ситуацию, когда за руль его машины сел «лишенец».

«Лицо, предоставившее такой личности свой автомобиль, должно нести такую же ответственность за то, что подвергло риску причинения вреда жизни и здоровью окружающих», — считает Аманлиев.

Между тем, адвокат и правозащитник, Член Совета по взаимодействию с институтами гражданского общества при председателе Совета Федерации Евгений Корчаго заявил «Газете.Ru», что ужесточение в плане ответственности и любого рода репрессии не приводят к пропорциональному снижению количества нарушений.

«Тем не менее менять закон надо, — говорит Корчаго «Газете.Ru». — Возьмем ситуацию а-ля Мара Багдасарян. – У нее закончился срок лишения права управления ТС. Новых водительских прав она не получала, поскольку в силу решения суда она по состоянию здоровья не может управлять автомобилем. При этом получается, что она садится за руль не как человек, лишенный ВУ, а привлекается к ответственности только за управление ТС без наличия водительского удостоверения. Конечно, для нее и подобных ей это смешная мера ответственности: штраф копеечный, семья богатая, катайся хоть каждый день. Здесь нужно продумать возможность такого наказания, как административный арест на срок до 30 суток в случае повторного нарушения. И если каждый раз после своей поездки человек будет по месяцу сидеть в изоляторе временного содержания, то катание на автомобиле уже не будет приносить ему столько удовольствия».

Предложение же конфисковывать автомобили Корчаго назвал больше популистским шагом и сомневается, что в правительстве пойдут навстречу в этом вопросе.

«Даже в Уголовном кодексе конфискация имущества возможна только если имущество было добыто преступным путем, либо на деньги, полученные от ведения преступной деятельности, либо если это имущество использовалось в террористической деятельности. А тут предлагается рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности и конфискации ТС, да еще если они не принадлежит лицу, которое им управляло, — отмечает эксперт. – Это абсолютно несоразмерные вещи. Конфискация не сопоставима с той мерой, по которой предлагается привлекать нарушителя. И лицо, нарушитель, должен страдать сам, а не человек, который доверил ему свой автомобиль».

В целом эксперт полностью исключил необходимость такой меры наказания, как конфискация автомобиля.

«Даже если речь идет о более серьезных нарушениях ПДД, ничто не мешает установить за них сотенные штрафы и, в случае признания человека виновным, реализовать автомобиль в счет погашения этих штрафов. А конфискация – это лишнее. Так можно и ложки с вилками запретить, ведь ими можно покалечить окружающих».