Ты чьих будешь?
Все, кто любит замечательную советскую комедию "Иван Васильевич меняет профессию", наверняка помнят момент, когда Иоанн Грозный вопрошал у стоматолога Шпака: "Ты чьих будешь? Чей холоп, говорю?". В последнее время этот вопрос можно адресовать многим автомобильным брендам, которые, не смотря на видимую самостоятельность, давно находятся под крылом у других, наверное, более успешных, хитрых и богатых концернов. Или вот ещё, тоже из юмористического: "Мотор от "Лады", кузов от "Нивы", колёса от "Москвича". Цена от самолёта!". И такое сейчас встречается на каждом шагу, когда у автомобилей с разными эмблемами на передних решётках под капотами стоят одинаковые двигатели. Да и платформы у многих моделей сейчас часто одинаковые. В общем, в данной статье расскажем, какая компания кому принадлежит, и что из этого получилось... Самым известным и, бесспорно, крупным владельцем различных компаний, является концерн Volkswagen AG. Его история начинается с компании "Gesellschaft zur Vorbereitung des Deutschen Volkswagens mbH" ("Общество для подготовки немецкого народного автомобиля"), созданной Фердинандом Порше в 1937 году в Берлине. Кстати, именно холдинг Porsche Automobil Holding SE владеет 52,2 % голосующих акций VAG, то есть, по сути, управляет концерном. Первое крупное "приобретение" Volkswagen AG - компания Audi, которую купили у Daimler-Benz в 1964 году. Затем под крыло концерна попали испанский Seat (1986 год) и чешская Skoda (1991 год). А в 1998 году немцы купили сразу три дорогих марки: Bentley, Bugatti и Lamborghini, причём последняя покупалась от имени Audi, равно как и мотоциклетный бренд Ducati в 2012 году. Кроме этого VAG владеет такими компаниями, как грузовые Scania AB и MAN AG, а также ателье ItalDesign Giugiaro. В состав концерна также входит Porsche, но, как был сказано выше, на особых правах. Всего же у Volkswagen AG более 300 компаний, связанных с автопромом, и 120 заводов в 31-й стране мира. Ещё один крупный немецкий концерн - Daimler AG, который был основан в 1926 году путём объединения фирм Daimler Motoren Gesellschaft и Benz & Cie. Сначала он назывался Daimler-Benz AG, а после покупки в 1998 году компании Chrysler стал именоваться DaimlerChrysler AG. Нынешнее название концерн обрёл в 2007 году, после продажи "Крайслера" американскому инвестиционному фонду Cerberus Capital Management. Главной компанией концерна из Штутгарта является, конечно, Mercedes-Benz. Это, в том числе, грузовое и автобусное подразделения Mercedes-Benz Vans, Mercedes-Benz Trucks и Mercedes-Benz Buses. Кроме этого "Даймлеру" принадлежат два давно сотрудничающих с "Мерсами" ателье - AMG и Maybach. Плюс грузовые Freightliner, Fuso, Western Star. А ещё компании Smart, Setra, Thomas Built и Bharatbenz from India. По сравнению с Volkswagen и Daimler, ещё один немецкий концерн - BMW Group, выглядит гораздо скромнее. В настоящее время "Баварским моторным заводам", образовнным в 1916 году как производитель авиационных двигателей, принадлежит всего 4 фирмы. Это, собственно, сама BMW, а также мотоциклетная компания BMW Motorrad, а также британские Mini и Rolls-Royce. Стоит отметить, что после авиационных двигателей, баварцы стали выпускать мотоциклы - в 1923 году, а производство автомобилей стартовало лишь пять лет спустя, в 1928 году, после покупки автозавода в Айзенахе. С BMW и BMW Motorrad все понятно - это, собственно, основа Bayerische Motoren Werke AG. Что же касается британцев Mini и Rolls-Royce,то первую компанию баварцы приобрели в 1994 году вместе с Land Rover. Правда в 2000 году немцы решили избавиться от "Ровера" и продали его Ford, оставив себе только "Мини". История же с "Роллс-Ройсом" более занимательная. Ибо в 1998 году, когда концерн Vickers решил продать премиальный бренд, в списке покупателей был... Volkswagen AG! При этом BMW к тому времени активно поставлял двигатели и прочее для Rolls-Royce и Bentley, "Фольксваген" предложил почти на 100 млн фунтов больше денег. И получил права на статуэтку "Дух Экстаза", фирменную решётку радиатора Rolls-Royce. И полностью марку Bentley. Но в итоге VAG не смог в короткие сроки изменить "Роллсы" под свои двигатели, и предложил BMW и дальше поставлять моторы. В конце концов, в 2003 году "Фольксваген" продал баварцам права на решётку радиатора и "Дух Экстаза". Ещё один крупный альянс - это, конечно Renault-Nissan-Mitsubishi. Его история началась в 1999 году, когда "Рено" и "Ниссан" решили вместе заниматься автомобилями. Mitsubish присоединился к этомй коллаборации в октябре 2016 года. При этом у альянса нет централизованной штаб квартиры - офис Renault находится во Франции в пригороде Парижа, а у Nissan и Mitsubishi в Японии (Йокогама и Токио, соответственно). Альянс Renault-Nissan-Mitsubishi, кроме, собственно, трёх главных компаний, также управляет делами таких марок, как Dacia, Alpine, Infiniti, Datsun и Lada, а также южнокорейской Renault-Samsung и китайской Venucia. Причём Lada и Dacia - это, как известно, локальные компании, производящие на своих мощностях продукцию франко-японского "содружества". При этом российская марка, в отличие от румынской, имеет ещё и собственные модели. Есть в автомире и итальяно-американское партнёрство - Fiat-Crysler Automobiles, которое появилось благодаря усилиям покойного Серджио Маркионне в 2014 году. Штаб-квартира концерна находится в Лондоне, но фактически работой FCA управляют из города Оберн-Хиллз (штат Мичиган, США), и родины Fiat - итальянского Турина. В состав Fiat-Crysler Automobiles входят американские компании Chrysler, Dodge, Jeep и Ram, и итальянские Fiat, Alfa Romeo, Fiat Professional, Lancia и Maserati. В этот список до 2014 года входила и Ferrari, но в настоящее время это совершенно отдельная история. Есть свой концерн и в США. Это основанный владельцем Buick Уильямом Дюрантом General Motors - произошло это в 1908 году. Первыми марками, вошедшими в концерн стали Oldsmobile и Cadillac, однако первый в настоящее время закрыт, равно как и Pontiac, Saturn и Hummer - эти компании стали историей в 2009 году. В настоящее время General Motors контролирует марки Buick, Cadillac, Chevrolet, GMC, австралийский Holden и китайские Autobaojun, Jiefang и Wuling. Кстати, о Китае. Есть и здесь свой концерн - Zhejiang Geely Holding Group, появившийся в 1986 году благодаря бизнесмену Ли Шуфу, который также создал Geely Automobile в 1997 году. На заработанные деньги китайский концерн приобрёл Volvo, Lotus, Proton London EV (Лондонское такси), Polestar, Lynk & Co. Кроме этого Geely является крупнейшим акционером Volvo AB, который отвечает за грузовики Volvo Trucks. Стоит вспомнить и про французский концерн PSA Group, появившийся в 1976 году после слияниям Peugeot и Citroen. От последнего несколько лет назад "отпочковался" премиальный DS, а в 2017 году французы купили у General Motors компанию Opel - вместе с британским Vauxhall. Есть индийцы Tata Group - первый их автобренд Tata Motors появился в 1945 году, а в настоящее время есть ещё права на Jaguar, Land Rover и Tata Daewoo Commercial Vehicle Company. Кроме этого, есть Hyundai и Kia - эти марки часто называют родственными, но на самом деле "Хёндэ" немного главнее, ибо купила "Киа" после её банкротства в 1998 году. Также не стоит забывать о "дочках", таких, как Infinity, Lexus или Acura, созданные Nissan, Toyota и Honda, соответственно. Бесспорно, подобные "отношения" в автомире имеют свои плюсы. В первую очередь, экономические - не надо выдумывать какие-то особенные детали для каждой марки, достаточно, грубо говоря, поменять кузов и логотип. А если учесть, что у каждого бренда своя стоимость, часть которой мы платим при покупке авто, то это выгодно ещё и клиенту, ведь, к примеру, Volkswagen Touareg с дизельным мотором всяко будет стоить дешевле Audi Q7 с таким же двигателем и похожим оснащением. Если же вопрос цены автомобиля поднимается в последнюю очередь, то тогда забудьте про эту статью и просто наслаждайтесь своей машиной. К тому же, автоконцерны в последнее время стали чаще сотрудничать, например, в деле электрификации, и в будущем, возможно, принадлежность авто к тому или иному бренду вообще не будет играть никакой роли.