Ещё
Назван самый популярный кроссовер в Москве
Назван самый популярный кроссовер в Москве
Бортжурнал
Что будет, если купить BMW X5 за 170 тысяч рублей
Что будет, если купить BMW X5 за 170 тысяч рублей
Бортжурнал
Суд отменил штраф за превышение средней скорости
Суд отменил штраф за превышение средней скорости
Автоновости
Три ошибки при использовании автомобильного кондиционера
Три ошибки при использовании автомобильного кондиционера
Бортжурнал

Уходу модели посвящается: история «Лады Калина» 

Уходу модели посвящается: история «Лады Калина»
Фото: CarClub
выпускал по одной принципиально новой модели в десятилетие. В 1980-е таковой стала «Самара», в 1990-е — «десятка», в 2000-е — «Калина». Сейчас темпы выдачи новинок увеличились, но до наступления 2010-х годов было так — неспешно.
«Калина» оказалась первой тольяттинской машиной, которую лучше знали под именем собственным, а не по индексу. Хотя цифровое обозначение никуда не делось. Хэтчбек звался ВАЗ-1119, седан — ВАЗ-1118, универсал — ВАЗ-1117. Числа взяли не из головы. Согласно отраслевой нормали СССР, первая цифра индекса обозначает класс автомобиля. «Калина» позиционировалась относительно «Самар» и «классики» как более компактная машина, потому в начале стоит единица, а не двойка.
Прототип «Калины» показали широкой публике в 1999 году, и это был хэтчбек. Но в серию первым пошел седан: такой тип кузова российские автомобилисты любили тогда (и любят сейчас) больше всего. Массовый выпуск новинки пошел в 2005 году. В 2006-м к седану присоединился хэтчбек, в 2008-м — универсал. Таким составом машина прожила все первое поколение. Дизайн разрабатывали еще в середине 1990-х годов, поэтому нет ничего удивительного в округлости линий автомобиля: тогда в тренде был так называемый «биодизайн». Одним из его ярких представителей был , на который, кстати, «Калина» похожа.
В арсенале « Калина» было три двигателя. Первым и основным стал восьмиклапанный агрегат 1.6 отдачей 81 л.с. Позже гамму расширили за счет его 16-клапанного исполнения в 98 «лошадей» и абсолютно нового мотора 1.4, который развивал 89 л.с. Последний оказался неудачным, вазовцы решили не тянуть его дальше, и он тихо ушел на покой вместе с машиной первой генерации. На базе 98-сильных хэтчбеков в опытно-промышленном производстве АвтоВАЗа строили модификацию «Калина Спорт» с модернизированной подвеской и тормозами, оригинальным салоном и обвесом кузова. Коробка передач на «Калине» была только одна — пятиступенчатая механика.
«Калина» позиционировалась выше «Самар» и «классики», но ниже «Приоры». Но по уровню проработки интерьера и эргономике она не шла ни в какое сравнение со всеми соседями по конвейеру. Приборная панель и салон в целом были грамотно скомпонованы, так что ощущения тесноты не возникало. Обошлось и без явных эргономических просчетов. Хотя, конечно, имели место вполне обоснованные претензии к качеству материалов и сборки.
Вместе с «Приорой» «Калина» во второй половине 2000-х годов приучила российских автомобилистов к новому уровню оснащения. Кондиционер, две подушки безопасности, ABS, электроприводы стекол и зеркал, обогрев сидений больше не казались роскошью для машин малого класса. Именно «Калина» стала первой тольяттинской машиной, в обязательном порядке оснащавшейся усилителем руля. С ним с конвейера сходили даже самые первые экземпляры в конце 2004 года. В то время на флагманской «десятке» он практически не встречался, а появился только на ее преемнице «Приоре» в 2007-м.
В 2011 году «Калина» с результатом в 142 тысячи проданных экземпляров стала лидером российского рынка. С этого момента начался закат ее карьеры. В том же году АвтоВАЗ представил новинку — «». Выход этого бюджетного седана поставил крест на четырехдверной «Калине»: ее сняли с производства, а в лидеры продаж быстро вышла более доступная современная «Гранта».
На Московском автосалоне 2012 года показали «Калину» второго поколения. Кузов у автомобиля остался прежним, но ему радикально переоформили переднюю и заднюю часть. Абсолютно другим стал и интерьер, пересмотрен набор силовых агрегатов. Так что, несмотря на старый кузов, звание нового поколения вполне заслуженное. В серию машина пошла в 2013-м.
Набор двигателей состоял исключительно из 1,6-литровых агрегатов. Восьмиклапанник выдает 87 л.с., 16-клапанный аналог — 98 или 106 сил. Есть и две заряженные версии с моторами в 118 и 136 «лошадей». Во втором поколении «Калина» примерила автоматизированные коробки передач — 5-ступенчатый робот с одним сцеплением и классический 4-скоростной автомат Jatco. Стало больше опций, включая круиз-контроль, навигацию, климат-контроль.
С этого момента в линейке АвтоВАЗа оказалось две очень близкие модели. «Гранта» и «Калина» были построены на одной платформе, имели одинаковые агрегаты и опции, отличаясь лишь декором. По разным нишам их развели за счет кузовов: первая модель могла быть седаном или лифтбеком, вторая — хэтчбеком, универсалом или псевдокроссовером. Кроме того, «Калины» стоили чуть дороже из-за иного подхода к формированию комплектаций. Иными словами, «сестры» на рынке должны были сосуществовать, не мешая друг другу. Спрос расставил точки над i: «Гранта» осталась на вершине, а «Калина» за несколько лет вывалилась даже из ТОП-25 моделей.
В обострившейся борьбе за первое место в «абсолюте» вазовские маркетологи придумали объединить два самых доступных семейства в одно. И сделали это под именем «Гранты», которой как раз пришло время обновиться. Так что платформа «Калины» будет жить еще несколько лет, равно как и хэтчбек с универсалом. Несмотря на смену «вывески», история знаковой для российского рынка машины продолжается.
Видео дня. Когда беспилотные авто станут привычным явлением
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео