Одетые в броню: топ-7 лучших армейских внедорожников
Целесообразность использования мобильных внедорожников доказала еще Первая Мировая война. Автомобили использовали для забрасывания диверсионных групп в тыл противника, для транспортировки раненых, внезапных атак. Военные конфликты во Вьетнаме, Афганистане, Ираке и Сирии лишь закрепили за армейскими "джипами" статус неотъемлемой составляющей вооруженных конфликтов. Oshkosh L-ATV На протяжении многих лет главным бронеавтомобилем США оставался Humvee. Начиная с 1983 года американские военные получили порядка 150 тысяч автомобилей. Но теперь на вооружении звездно-полосатых военных значится другой бронеавтомобиль - Oshkosh L-ATV. Естественно, он представляет собой "продукт", оснащенный по последнему слову техники. Автомобиль имеет инновационную систему защиты (противоминная и противопульная) людей и кузова самого транспортного средства. Эта система соответствует стандарту MRAP. Новая "лошадка" американских военных гораздо тяжелее своего предшественника — 6,4 тонны против 4,6 тонны. Эту махину приводит в движение электро-дизельный мотор ProPulse, мощностью 70 кВт. Запас хода Oshkosh L-ATV составляет 480 километров. Максимальная скорость, которую может развить бронеавтомобиль, составляет 180 км/ч по трассе и 115 км/ч по "пересеченке". Поскольку автомобиль оснащен дистанционно-управляемым модулем, это сильно расширяет возможности в плане вооружения. Например, 7,62-мм пулемет М240, 40-мм автоматический гранатомет Мк-19, а также противотанковый ракетный комплекс TOW и многое другое. "Тигр" История отечественного бронеавтомобиля началась в 2002 году. На Горьковском предприятии было собрано три опытных образца в различном исполнении: бронированный 3-дверный, небронированный 4-дверный и небронированный с тентованным кузовом. Эти автомобили были представлены на выставке МIMS-2002 под названием ГАЗ-2975 "Тигр". Машинами приглянулись МВД, которые сделали заказ. И серийное производство "Тигров" переехало на другое предприятие — АМЗ (Арзамасский машиностроительный завод). Отправной точкой принято считать 2005 год. "Тигры" оснащаются несколькими силовыми агрегатами. Самым ходовым является 4,4-литровый дизельный ЯМЗ-5347-10, выдающий 215 л.с. и 735 Нм крутящего момента. Также используются и американские турбодизельные моторы Cummins. Автомобиль, оснащенный двигателем ЯМЗ-5347-10, способен разгоняться до 90 км/ч по трассе. В условиях пересеченной местности, его скорость немного снижается. Благодаря клиренсу в 400 миллиметров, коротким свесам и полному приводу, "Тигр" преодолевать подъем до 45 градусов и брод, глубиной более метра. А его защита соответствует 3-у классу баллистической защиты. Перевозить автомобиль может от 4 до 9 человек и до 1,5 тонны груза. Обычно "Тигры" вооружаются нарезной автоматической 30-миллиметровой пушкой 2А72, пулеметом "Корд" или "Печенег", а также автоматическим гранатометом АГС-30. На сегодняшний день АМЗ выпускает несколько версий "Тигра". Есть среди них и специальная полицейская модификация - ГАЗ-233034 — СПМ-1, командно-штабная - КШМ Р-145БМА, а также некоторые другие. На базе этой же модели производится боевая машина противотанкового ракетного комплекса ПТРК "Корнет-М"/"Корнет-Д". Т-98 "Комбат" "Комбат", предназначенный для транспортировки командного состава в зоне боевых действий, представлен в двух модификациях: 5-местной и 9(12)-местной. Создали бронеавтомобиль в 2000 году в петербургском конструкторском бюро Парфенова в сотрудничестве с компанией "Автокад", специализирующейся на бронировании авто. В зависимости от модификации, "Комбат" имеет разные уровни защиты — от минимального (В2) до высшего (В7). То есть, он способен выдержать попадание 12,7 миллиметровых пуль, выпущенных, например, из противотанкового ружья. Кузов машины представляет собой цельнометаллическую конструкцию из высоколегированной стали. Оснащается она либо мотором V8 GM -Vortec 8,1-литра и мощностью в 400 л.с. (180 км/ч), либо турбордизелем V8 Duramax с рабочим объемом 6,6 литра и мощностью в 320 л.с. (180 км/ч). А компанию им составляет 6-ступенчатая коробка Allison. Есть специальная комплектация VIP. Она отличается не только повышенным уровнем защиты, но и салоном, достойным премиальных автомобилей. Мелькал "Комбат" и в фильмах. Например, бронеавтомобиль появлялся в картинах "Диктатор", "Чернобыль. Зона отчуждения" и "Человек ноября". Puma M36 Mk 5 Бронеавтомобиль Puma M26-15 стал рабочей лошадкой не только ЮАР, но и Кении. Но южноафриканская компания ОТТ Technologies, взяв за основу легенду, создала на ее базе новую машину - Puma M36 Mk 5. Этот броневик полностью соответствует требованиям категории MRAP, вмещает в себя 12 человек (экипаж находится в специальных противоминных креслах) и очень хорошо защищен. Сам кузов, конечно, бронированный, соответствующий баллистическому стандарту STANAG 4569 Level 3 и противоминному стандарту STANAG 4569b Level 4. Однако его можно улучшить дополнительными комплектами защиты, поскольку в "базе" он остается уязвим для бронебойных пуль калибра 7.62x51 миллиметра. Автомобиль, весом под 14 тонн (в полной загрузке), приводит в движение 6-цилиндровый турбодизель Ashok Leyland HA 57L 165 с, мощностью в 220 л.с. Компанию ему составляет 6-ступенчатая механическая коробка ZF 6S 850 GB. Максимальная скорость "Пумы" по трассе не превышает 100 км/ч. Соответственно, в условиях бездорожья, она снижается. Но главное в машине — это ее проходимость. Впечатляющих показателей удалось добиться благодаря коротким свесам, дорожному просвету, полному приводу и подвеске, состоящей из передних и задних полуэллиптических пружин с двойными гидравлическими амортизаторами. Toyota Mega Cruiser Армейский внедорожник был представлен в 1995 году. Toyota позиционировала свое детище как автомобиль, предназначенный для транспортировки личного состава и раненых, а также для патрулирования "сложных" территорий. В последнем случае бонусом к машине шли полевая артиллерия и небольшие системы ПВО. Автомобиль оснащался 4,1-литровым мотором, выдававшим 170 л.с. А максимальная скорость составляла 130 км/ч. Армейская версия оснащалась броней, ей уровень защиты менялся в зависимости от комплектации. Вскоре после презентации, Mega Cruiser появился на рынке Японии. Компания хотела повторить успех "Хаммера", ведь его гражданская версия стала весьма популярна. Но попытка не увенчалась успехом. Машину покупали военные, полицейские и пожарные, а в массы ей хлынуть не удалось. Сначала не получилось вывести Mega Cruiser на автомобильный рынок Австралии, а затем и США. Polaris Dagor Известно, что компания Polaris специализируется на производстве квадроциклов и снегоходов. А история фирмы началась с 1954 года. Но помимо этого Polaris производит еще и продукцию для военных. Например, те же квадроциклы, адаптированные под экстремальные условий пустынь. Именно из этого направления и появился Polaris Dagor. Он уже не 4-колесный мотоцикл, а полноценный внедорожник. Dagor появился в 2012 году. Его позиционировали как транспортное средство для быстрого перемещения солдат. И спустя 2 года военные сделали компании заказ. С 2014 года и началось серийное производство внедорожников. Сам автомобиль весит пару тонн, при этом может перевозить до 1,5 тонн груза. Машина рассчитана на 9 человек. Причем 4 солдат размещаются на пассажирских креслах, а еще четверо — на дополнительных, которые являются выдвижными. А оставшееся место занимает пулеметчик. Dagor сконструирован таким образом, чтобы беспрепятственно мог помещаться в грузовой отсек вертолетов UH-60 Black Hawk или CH-47 Chinoo. Nimr Ajban - 440А Этот внедорожник вооруженных сил ОАЭ очень сильно напоминает гражданскую версию американского Hummer. Но схожесть лишь во внешности. Так, например, "араб" весит порядка 9 тонн. Из-за такой тяжести он способен разогнаться лишь до 90 км/ч. И это при том, что в движение автомобиль приводит 6,7-литровый мотор, мощностью в 300 л.с. Есть конфигурации бронеавтомобиля с колесной формулой 4х4 и 6х6. Различаются они также и по уровню защиты, и по количеству "пушек". Бронеавтомобили, например, могут быть оснащены не только пулеметами, но и ПТРК "Корнет-Э", а также другим убойным вооружением. Павел Жуков