Автомобильная рецессия в США уже началась
Москва, 14 января - "Вести.Экономика" Крах рынка седанов привел к тому, что у автопроизводителей в Детройте слишком много заводов. Фото: ROB WIDDIS/ EPA Это должно было быть время бума для Детройта. Уровень безработицы находится на полувековом минимуме, бензин дешев, а продажи автомобилей в США прошлом году оказались на рекордном уровне. Тем не менее, американские автопроизводители закрывают заводы, сокращают смены и увольняют тысячи рабочих. Промышленность ведет себя так, как будто наступил спад. В одном сегменте рынка он действительно есть, отмечает Bloomberg. Детройт переживает автомобильную рецессию, отмеченную падением спроса на традиционные седаны, которые составляли половину рынка всего шесть лет назад. Покупатели отвернулись от классических семейных автомобилей и внедорожников. Продажи седанов, таких как Honda Accord и Ford Fusion, достигли рекордно низкого уровня в 30% в США в 2018 году, и ситуация будет только ухудшаться, отмечают эксперты. По словам исследователей из LMC Automotive, продажи легковых автомобилей, с популярными после выхода Model T кузовами, снизятся к 2025 году на 21,5%, таким образом, отодвинув седаны на периферию рынка. Из-за этого у производителей остаются избыточные производственные мощности, позволяющие выпускать примерно на 3 млн автомобилей больше, чем хотят покупатели. А избыточные мощности - это именно то, что вызвало потери в прошлый раз, когда спад потряс индустрию. “Это можно назвать рецессией автомобилей”, - отмечает старший вице-президент LMC Automotive Джефф Шустер. Эта ситуация может негативно сказаться и на североамериканском международном автосалоне в Детройте. В этом году он проводится в январе в последний раз. В попытке поддержать актуальность, ежегодный автомобильный конклав переносится на июнь следующего года и на нем зрители получат возможность покататься на новых моделях в теплую погоду. Автодилеры, которые организуют показ, надеются, что новый формат соблазнит выбывших из мероприятия - группу, в которую входят Mercedes, BMW и Audi. Это бы привлекло максимальное внимание автомобильного мира. Оптимисты могут искать утешения в прогнозе прибыли, который был опубликован 11 января компанией General Motors Co. Он превышает ожидания аналитиков. Но при более внимательном рассмотрении становится видно, что самым большим вкладом в радужный прогноз компании были планы по сокращению расходов, включая закрытие пяти североамериканских заводов. Это, по словам руководства компании, поможет увеличить прибыль в этом году на $2,5 млрд. Избыточные мощности, от которых страдают американские автопроизводители, эквивалентны 10 заводам, на которые будет напрямую приходиться по меньшей мере 20 000 рабочих мест. Кроме того, это затрагивает тысячи сотрудников, работающих на поставщиков и службы поддержки. “GM предпринял некоторые действия, но у них все еще есть недостаточно используемые заводы. Так что, возможно, мы еще не закончили с этим”, - отмечает Шустер. Одна из стратегий борьбы с обрушившимся автомобильным рынком в прошлом заключалась в том, что ненужные седаны продавались дешевле в те же коммерческие автопарки. Но это только задержало сегодняшний кризис потенциала. Эти продажи автомобилей с более низкой прибылью привели к росту рынка, и за последние четыре года поставки автомобилей в США превысили 17 млн, несмотря на то, что розничные продажи достигли пика три года назад. “Автомобильный спад и розничный спад уже наступили в том смысле, что розничные продажи достигли пика в 2015 году и с тех пор снизились”, - сказал Марк Уэйкфилд, глава автомобильной практики консультанта AlixPartners. Многие бывшие покупатели легковых автомобилей предпочли кроссоверы, которые оказываются более вместительными, и при этом уже вполне конкурентоспособны по экономии топлива. При этом 10 лет назад, в момент, когда автомобильная промышленность переживала кризис из-за роста цен на топливо и обрушившейся экономики, автопроизводители, проводящие массовые увольнения и закрывающие предприятия, пересматривали позицию, отказываясь от прожорливых внедорожников в пользу экономичных седанов. Однако цены на бензин сейчас стабильны и автоконцерны снова столкнулись с тем, что они производят “ненужную продукцию”.