Авторынок забуксовал на подъеме: какие машины покупают россияне в 2019 году
Shutterstock/Fotodom Авторынок забуксовал на подъеме: какие машины покупают россияне в 2019 годуНачало года для автомобильного рынка России нельзя назвать удачным. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи легковых автомобилей и легких коммерческих машин (LCV) в январе составили 103,1 тысячи штук, продемонстрировав скромный рост на 0,6%. Мнения экспертов разделились: одни видят в этом начало стагнации, другие считают возможным говорить о положительном результате. К оптимистам относит себя глава комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер, который, впрочем, признает, что показатели могли быть хуже после повышения с 1 января ставки НДС на 2%. Напомним, в официальном прогнозе на текущий год аналитики АЕБ исходят из того, что авторынок РФ вырастет на 3,6%, то есть будет продано 1,87 млн машин. Причем первый квартал для производителей и дилеров окажется особенно сложным. На ситуацию может повлиять не только рост фискальной нагрузки, но и новые санкции, которые намерены ввести США. Для сравнения: в прошлом году в России было реализовано 1,8 млн легковых автомобилей и LCV – это на 12,8% больше, чем годом ранее. СПИК в помощь Эксперты исходят из того, что авторынок в 2018‑м поднялся во многом вопреки ситуации в экономике. В последние годы, как известно, реальные доходы населения неуклонно снижались, что вынуждает многих граждан откладывать до лучших времен дорогостоящие покупки. Однако условия автокредитования, в том числе с учетом действовавших на тот момент льготных госпрограмм, оказались привлекательными. В результате в долг граждане купили в общей сложности 823,4 тысячи машин – почти на 26% больше, чем в 2017 году, что помогло улучшить общую картину. Впрочем, позитивные перемены помогли удержаться на плаву далеко не всем игрокам. По данным агентства «Автостат», за прошлый год с рынка ушли 40 автодилеров. В итоге на 11 января осталось 3,45 тысячи центров по всей стране. В большей мере пострадали дилерские сети Lada и УАЗ. Однако на этом фоне некоторые марки продемонстрировали уверенный рост: 24 новых дилерских центра за год открыл Zotye, 19 – Hawtai, 18 – FAW. У Kia, Hyundai, Renault, «GM-АвтоВАЗ», Nissan, Volkswagen, УАЗ, Skoda, Toyota, Mitsubishi и Lifan более 100 центров, а у Lada – 289. Доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г. В. Плеханова Олег Чередниченко напоминает, что лидерами в абсолютных объемах продаж по итогам прошлого года стали Lada, Kia, Hyundai, Renault, Volkswagen. «Высока вероятность, что они сохранят свои позиции и в 2019 году. В значительной степени результаты коррелируются с производством автомобилей в России. Согласно данным Росстата, в 2018 году объемы выросли на 15,3% и достигли 1,6 млн штук», – подчеркнул собеседник «Профиля». По мнению Чередниченко, внимания заслуживает опыт бренда Lada, который является частью альянса Renault–Nissan–Mitsubishi. Успех этого автопроизводителя основан на демократичной ценовой политике. Самые дорогие комплектации моделей – Vesta Cross/X‑Ray Cross стоят не более 900 тысяч рублей, затраты на обслуживание машин также приемлемые. При этом кардинально повысилось качество автомобилей Lada. Все это, говорит Чередниченко, влияет на выбор покупателей. «Что касается перспектив рынка, то прогноз комитета автопроизводителей АЕБ на 2019 год коррелируется с общей экономической ситуацией в стране. Но здесь важно учитывать инициативы правительства по изменению механизма господдержки, предполагающие полный переход на взаимодействие с автопроизводителями через специнвестконтракты (СПИК 2.0)», – отметил эксперт. В этой плоскости, уверен Чередниченко, сегодня лежат возможные точки роста рынка. Оперативно отреагировавшие на инициативу властей автопроизводители получат максимальные преференции. Это поможет им не только сохранить, но и нарастить объемы продаж. АвтоВАЗ первым подписал такой контракт, другие компании из топ‑5 находятся в стадии финального согласования. Ценовой коридор В краткосрочной перспективе рост цен на автомобили неизбежен. Он обусловлен изменениями в налоговом законодательстве в части повышения ставки НДС с 18% до 20%, говорит руководитель группы автомобильного сектора Deloitte Татьяна Кофанова. «Мы видим результаты первой волны подорожания по результатам января. В частности, у российских и китайских брендов ценники выросли в пределах 30 тысяч рублей, тогда как у европейских и японских брендов – в диапазоне от 50 тысяч до 100 тысяч рублей», – отмечает она. Следующую волну подорожания логично ожидать во втором квартале. Насколько серьезной она будет, зависит от реакции рынка на январскую коррекцию и последовательного эффекта повышения цен участниками цепочек поставок комплектующих, которые сейчас также находятся в режиме адаптации к новому НДС. Речь о производителях автокомпонентов, логистических и сервисных компаниях, напомнила Кофанова. Повышение налогового бремени не единственный фактор, способный оказывать негативное влияние на российский авторынок. «Остается открытым вопрос о дальнейших планах государства в отношении увеличения утилизационного сбора, который обсуждался в правительстве в конце прошлого года. Решение по данному вопросу тоже может повлиять на динамику розничных цен на новые автомобили», – считает эксперт. В 2018 году подорожание моделей, представленных на рынке, составило в среднем 10–15%. Этот год с большой долей вероятности сохранит динамику, полагает Кофанова. Вместе с тем она признает, что делать сейчас прогнозы на второе полугодие преждевременно. Как будет развиваться ситуация, зависит от ряда факторов. Определяющее значение имеют уровень естественной инфляции, стабильность курса рубля, удорожание бензина и другие макроэкономические показатели. В то же время сами автопроизводители верят в перспективы российского рынка и предлагают новые модели. В частности, завод Nissan в Санкт-Петербурге с февраля начал выпускать обновленный Qashqai. Кроссовер изменил экстерьер и интерьер, максимально адаптирован для эксплуатации на российских дорогах и в суровых зимних условиях. В продажу машина поступит весной. Toyota, Renault, Mercedes, BMW, Hyundai, Kia и другие автопроизводители также анонсировали обновление модельного ряда. И ставку участники рынка сделали на дорогие внедорожники, а не на бюджетные автомобили. За прошлый год цены на автомобили поднялись в среднем на 10–15%, и это, безусловно, не вызвало восторга у потенциальных покупателейЕвгений Епанчинцев/РИА Новости Рецепты выживания В текущих рыночных условиях сохранение мер государственной поддержки в автомобильной отрасли превращается в ключевой фактор удержания и сохранения положительной динамики развития авторынка. Аналитики Deloitte убеждены, что помощь не может ограничиваться программами стимулирования потребительского спроса. В системной поддержке нуждаются производители автокомпонентов. «Участникам рынка важно понимать, что будет после 2020 года, когда окончит действие режим промышленной сборки. Пока неясно, продолжит ли государство работу по созданию инвестиционно привлекательных условий для производителей автокомпонентов», – делится своими сомнениями Анастасия Моргунова. По ее мнению, господдержка прежде всего необходима поставщикам первого уровня, которые работают напрямую с автопроизводителями. С одной стороны, они заинтересованы в развитии бизнеса, расширении своего присутствия в России и последовательном увеличении локализации выпуска комплектующих. С другой – эти игроки сталкиваются с отсутствием поставщиков второго и третьего уровней, которые были бы способны снабжать сырьем и деталями, отвечающими требованиям по качеству. Снижение продаж новых автомобилей, ожидаемое в 2019 году, неизбежно ударит по предприятиям, выпускающим автокомпоненты. Поэтому от позиции правительства во многом зависит, сумеют ли производители без потерь пережить сложное время, сохранят ли интерес к глубокой локализации. В будущем это позволит наладить выпуск дешевых комплектующих, что напрямую повлияет на конечную стоимость автомобилей, собираемых и продаваемых в России. Объем продаж российского рынка новых легковых автомобилей пока не вернулся на докризисный уровень. Примерно в 1,5 раза больше автомобилей продавалось до начала стагнации в 2014 году, напоминает президент НРА Виктор Четвериков. По его словам, более выгодная процентная ставка по сравнению с потребительским беззалоговым кредитованием, программы государственного субсидирования на покупку автомобиля стали драйверами роста объемов автокредитования. К концу 2020 года этот рынок может вернуться к продажам на уровне более 1 млн автомобилей в год. Автокредитованием занимаются в основном «дочки» крупных банков или кэптивные дочерние компании автогигантов. При этом уровень просроченной задолженности находится на уровне допустимых значений, отметил Четвериков. Игры на повышение Сегодня на автомобильном рынке происходят серьезные изменения в правилах игры, влияющие на ситуацию. Это не позволяет делать чересчур оптимистичные прогнозы на 2019 год, признает руководитель проектов по бизнес-процессам ГК «АвтоСпецЦентр» Константин Авакян. Согласно положительному сценарию, можно ожидать увеличение продаж примерно на 5%. Однако не исключен и негативный вариант развития событий, в результате рынок может погрузиться в стагнацию. Все определяется динамикой курса валют, политической и экономической ситуацией, мерами поддержки автопрома государством. В данный момент обсуждается реформа в системе распределения госсубсидий промышленности, в рамках которой их получение производителями будет возможно только при заключении специнвестконтракта (СПИК), подразумевающего среди прочего экспорт продукции, напомнил собеседник «Профиля». «В прошлом году рост цен составил от 5% до 22% в зависимости от бренда и модели. Причем в меньшей степени подорожание затронуло премиальный сегмент. В нынешнем году стоимость автомобилей может увеличиться еще от 5% до 15%. Средняя стоимость нового легкового автомобиля по нашей компании в 2018‑м составила 1,7 млн рублей, а к концу 2019 года ожидаем повышения до 1,8–1,85 млн рублей», – говорит Авакян. В любом случае скачкообразного подорожания не будет, процесс растянется на весь год, уверен он. Все зависит от ситуации в экономике и ценовой политики производителей. Первое повышение цен в этом году у большинства брендов уже состоялось. Оно было связано не только с изменением ставки НДС, но и со сменой календарного и производственного года. На вторичном рынке наблюдается существенное замедление темпов роста: он прибавил всего 2,4% по итогам 2018 года, напоминает Авакян. «Многие тренды, характерные для рынка новых автомобилей, справедливы и для рынка автомобилей с пробегом: среди них рост стоимости и увеличение сроков владения автомобилем», – сказал эксперт. Как бы то ни было, но у российского авторынка есть определенные резервы именно в 2019 году. Авакян обращает внимание на крупных корпоративных клиентов – операторов такси, каршеринга, иностранные компании. Для многих из них срок замены старых машин наступает как раз в этом году, некоторые предприятия планируют расширение парка. Вот почему, по мнению эксперта, одним из трендов ближайших месяцев может стать перераспределение доли в структуре продаж автомобилей в сторону корпоративных клиентов. В свою очередь, Кофанова верит в перспективы вторичного рынка. По ее мнению, активные продажи новых машин в 2018 году были связаны с удовлетворением отложенного спроса. Не случайно к концу года ситуация изменилась. Роста не было даже в декабре – в преддверии повышения ставки НДС. «Это говорит, что отложенный спрос частично или полностью был удовлетворен. Потребитель сейчас находится в режиме рационализации и оптимизации расходов, о чем свидетельствует увеличение продаж автомобилей с пробегом», – подытожила Кофанова.