Автовести 27 марта 2019

Простые вопросы: почему дорогие «галогенки» +150% быстро перегорают?

Фото: © Chevrolet
Заменили стандартную лампу ближнего света на мощную и дорогую, а она через пару месяцев перегорела? Что ж, это вполне типичная ситуация, с которой сталкиваются тысячи автовладельцев. Объясняем, почему дающие прибавку в 130-150% лампочки работают так недолго (и что ставить вместо них).
Большая часть российского автопарка (да и мирового тоже) до сих пор оснащена простыми и дешевыми "галогенками". Чаще они бывают рефлекторными, реже — проекционного типа с линзами, но оба типа объединяет главный нюанс — наличие лампы накаливания. И каждый владелец автомобиля с галогенной оптикой рано или поздно сталкивается с тем, что лампочки перегорают. А коль уже "галогенки" сами по себе дают достаточно слабый свет, при замене многие решаются сделать "апгрейд" и покупают взамен стандартных ламп более мощные. Благо, предложений на рынке хватает: обещанный производителями прирост освещенности составляет от +60 до +150%, а ценовой разброс за качественные лампы от топовых брендов (Osram, Philips, Koito и т.д.) — от 700 до 1 800 рублей.
Правда, есть одна проблема. Светят такие лампочки хорошо (как для "галогенок"), но недолго. У кого-то они перегорают уже через 2-3 месяца использования, у многих — через полгода, ну а при самом удачном раскладе проходят 1 год. Как же так получается, что "копеечные" штатные лампы держатся долго, а дорогущие приходится менять каждый сезон?
А дело все в том, что показатель светоотдачи лампы обратно пропорционален сроку ее службы — чем выше мощность светового потока, тем быстрее источник перегорит.
В лампах +60-150% в качестве проводника применяется более тонкая вольфрамовая спираль с повышенной температурой накаливания, которая даже в среде инертного газа деградирует быстрее такой же нити со "стандартной" характеристикой свечения. Чтобы снизить эмиссию (испарение) вольфрама с нити накаливания, производители "плюсовых" ламп радикально повышают давление газа в прочной кварцевой колбе. Это немного увеличивает ресурс лампы, но не радикально.
Халтурные способы улучшить яркость от производителей китайского "ноунэйма" — увеличение размера спирали (гарантированно неправильная фокусировкой светового пучка) и увеличение потребляемой лампой мощности свыше номинальных 55 Вт (привет, сгоревшая электропроводка).
Вторая распространенная причина быстрого выхода из строя "галогенок" — повышенное напряжение в бортовой электросети автомобиля. Расчетным и оптимальным показателем считается 13,2 В, и обратно пропорциональная зависимость между напряжением, яркостью и сроком службы здесь вообще выражена в геометрической прогрессии! Например, повышение напряжения всего на 5% (до 13,9 В) улучшает световой поток на 20%, но при этом сокращает жизнь лампы аж на 40%. А повышение напряжения на 20% даст аж двукратную прибавку освещения, но при этом "убьет" лампу сразу на 95% быстрее — то есть, в два раза. Правило действует и в обратную сторону — снижение напряжение всего на 5% от расчетного фактически удваивает срок службы лампы при снижении яркости.
Вот почему первично установленные на заводе лампочки на новом автомобиле светят гораздо дольше "покупных" — это сочетание свежей исправной электросети и лампы с оптимальными характеристиками свечения. Если на вашем автомобиле "галогенки" перегорают аномально часто, то, вероятно, следует заехать к грамотному автоэлектрику.
Многие ошибочно полагают, что выход ламп из строя обусловлен разрушением спирали от вибрации. На самом деле, нить накаливания более чем прочна, чтобы простивостоять тряске.
А для тех автовладельцев, кто не готов часто залезать под капот для замены ламп, производители предлагают "галогенки" серии Long Life с увеличенным сроком эксплуатации: в таких лампах применяется более толстая спираль накаливания и газ, более эффективно препятствующий испарению вольфрама. Обратная сторона надежности ламп типа "лонг лайф" — сниженная на 10-15% яркость даже по сравнению со штатными лампами, не говоря о "плюсовых". Самый удачный компромисс по сочетанию цена/освещение/ресурс — стандартные или слегка "плюсовые" (+30-50%) лампы стоимостью до 300-500 рублей.
Как вы уже поняли, мощных и долговечных "галогенок" пока не существует. Приходится выбирать либо повышенную яркость и частую замену ламп, либо адекватный срок службы при базовых характеристиках светового потока.
Комментарии
Бортжурнал
Читайте также
Porsche отправила на конвейер 911 Speedster
Россияне не желают «закладывать» пьяных водителей
Последние новости
Porsche отправила на конвейер 911 Speedster
Россияне не желают закладывать водителей, "закладывающих за воротник"
Рассекречен небольшой кроссовер Lincoln Corsair